Главные вкладки

    Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    МАЛЬЦЕВА ОКСАНА ЯКОВЛЕВНА


     Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомить

    с произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитываем интерес и    

      любовь к культуре коренных народов Севера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_prazdniki_hantov.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

    Программное содержание:                                                                                                     Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.

    Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.

    Предварительная работа: знакомство с праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание сценки: "Охота на медведя".

    Материал: орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.

    Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.

    Участники: группа детей.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

    Дети: Мы живем в России.

    Воспитатель: В каком городе?

    Дети: В городе Нефтеюганске.

    Воспитатель: Где находиться наш город?

    Дети: На Севере.

    Воспитатель: Кто коренные жители Севера?

    Дети: Ханты, ненцы, манси.

    Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

    Дети: Медведь.

    Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

    Дети: "Медвежий праздник".

    Воспитатель: В какое время года его празднуют?

    Дети: Осенью.

    Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

    Дети: После охоты на медведя.

    Воспитатель: Где устраивают праздник?

    Дети: В юрте, того охотника, который убил медведя.

    Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

    Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

    Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

    Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

    В-ль: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

    Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

    В-ль: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

    Сценка: "Охота на медведя".

    Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

    Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

    Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

    Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

    Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

    Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

    Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

    Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.

    Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

    Красное солнце наше,
    Нет тебя в мире краше!
    Даруй нам свет и тепло,
    Красное солнце наше
    Весна, весна - Ворнэ
    Приди весна с радостью,
    С доброй радостью, с великой милостью.

    Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

    Дети: Ворона.

    Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

    Дети: "Вороний день".

    Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

    Дети: У сосны.

    Воспитатель: Для чего они там собирались?

    Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.

    Воспитатель: Зачем они это делали?

    Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

    Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

    Дети: Пели и плясали.

    Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

    Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

    П/и "Хейро".

    Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?                    Дети: "День оленевода".                                                                                Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

    Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.                 Воспитатель: А как они это определяют?                                                             Дети: Они устраивают соревнования.                                                                Воспитатель: Какие?                                                                                                     Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.                          Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.                    Дети: Каюр.                                                                                                         Воспитатель: Какой приз получает победитель?                                                          Дети: Буран.                                                                                                        Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?              Дети: Прыжки через нарты.

    Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

    "Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

    А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".

    Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

    Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

    Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?                                             Дети: Малица.                                                                                                                    Как называется женская одежда коренных народов?    Дети: Ягушка.

    Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?

    Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.

    Воспитатель: Чем украшали ягушку?         Дети: Орнаментом.

    Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

    Дети называют орнаменты по образцам.

    Хантыйские орнаменты красивы,
    В них все предметы Родины моей,
    Ты больше не найдешь во всей России
    Таких цветов и сказочных зверей.

    Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

    Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.

    Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

    Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

    Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

    1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

    Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

    В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

    Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"

    7 апреля  народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ходили друг ...

    «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация

    Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...

    Конспект занятия "Культура народов севера ханты и манси"

    Конспект занятия  "культура народов севера ханты и манси"...

    Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО

    У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению....