Встреча с городом Санкт-Петербург
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Фокина Юлия Сергеевна

Ознакомление с историей, окружающим миром, достопримечательностями, развитие патриотических навыков, дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_gorodom.docx122.45 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с городом

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина своей Родины. Развитие любой страны зависит во многом от любви и уважения к родному государству и его людям. Чувство патриотизма не возникает само по себе, его надо воспитывать с ранних лет

Для формирования и воспитания патриотических чувств используются разнообразные приемы и методы. Главный метод — это наблюдение за окружающим миром. Экскурсии, целевые прогулки, обследование помогают обогатить знания детей о семье, о городе, о Родине. Наблюдение обычно начинают с объектов ближайшего окружения (квартира, дом, двор, детский сад), а затем границы расширяются до ближайших улиц, значимых объектов города. Наблюдение сопровождается чтением художественной литературы, заучиванием стихотворений, дополняются дидактическими и сюжетными играми, трудовой и продуктивной деятельностью. Знания о городе у детей накапливаются постепенно

Во время прогулок обязательно нужно рассказывать детям что-нибудь интересное про город, его историю, достопримечательности! Такие беседы не только расширяют и закрепляют знания у детей, но и формируют у них положительное эмоциональное отношение к тому, о чем разговаривают. Они приучают детей участвовать в коллективном разговоре, учат задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Этот вид работы имеет большое значение и для развития связной речи, и для того чтобы наши дети смогли научиться ориентироваться в городе, смогли разбираться в архитектурных достопримечательностях, либо стало интересно путешествовать по городу в котором мы живем и знакомиться с историей зданий, памятников, проспектов улочек и других исторически значимых мест , мы расскажем несколько занимательных историй связанных с любопытными фактами в истории достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В связи с этим, приведем  несколько любопытных фактов по истории и достопримечательности Санкт-Петербурга

Зайчик с Заячьего острова

Заячий остров. С него зарождалась история Петербурга. К Заячьему острову был наведён первый мост в Петербурге. На острове было заложено первое здание города Петропавловская крепость (16 мая 1703 года по новому стилю).

Заячий остров

Заячий остров

Островок этот маленький По форме напоминает корабль. Заячьим его назвали, потому, что там действительно было много зайцев. Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим. Около Заячьего острова со стороны Иоанновского моста, есть маленькия памятник. Он называется "Зайчик, спасшийся от наводнения".

Зайчик, спасшийся от наводнения

Зайчик, спасшийся от наводнения

Люди бросают к фигурке зайчика монетки, потому что есть примета, если бросить монетку, то обязательно вернешься в это место еще раз.

Львы на улицах Петербурга

Петербургские львы. Их много и они разбрелись по Петербургу! Куда ни пойдёшь, везде увидишь львов. Обычно они обитают парами. Но есть и целые прайды.

львы Карла Росси на Дворцовой пристани

львы Карла Росси на Дворцовой пристани

Самые известные львы — это, возможно, львы (1832 года) Карла Росси на Дворцовой пристани. Они находятся на очень оживлённом месте и любят фотографироваться. Поэтому они часто появляются на открытках.

Есть и другие. Многие львы держат в одной из лап шар. Это чтобы не уснуть. Если лев начнёт засыпать, то лапа скатится с шара и лев проснётся. Ведь, лев — это страж. Ему спать нельзя.

Львиные головы на стрелке Васильевского острова

Львиные головы на стрелке Васильевского острова

Кроме львов-статуй, есть львиные головы. Например, если пройтись по стрелке Васильевского острова и спуститься ближе к воде, то на гранитной стене можно увидеть красивые мощные львиные головы, которые держат в зубах железные кольца. К этим кольцам раньше привязывали канаты от лодок.

Также есть львиные головы на фасадах зданий. Когда будете гулять по центру, посмотрите, сколько львов вы сможете сосчитать!

Лошади, которые позировали для Медного всадника

Медный всадник —памятник Петру Первому от его внучки Екатерины второй. Настоящий символ города! Екатерина вторая заказала памятник у скульптора из Франции Этьен-Мориса Фальконе.

Медный всадник

Медный всадник

Запечатлеть лошадь на дыбах было очень непросто. Даже опытному скульптору. Поэтому перед окном Фальконе соорудили специальный помост. И две лошади с гвардейскими офицерами, весь день заскакивали на лошадях на этот помост и ставили их на дыбы. А Фальконе умело зарисовывал лошадь в движении. Поэтому памятник выглядит действительно живо.


Дидактические игры знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом

«Домино Санкт-Петербург»

Задачи: воспитывать любовь к родному городу , интерес к его достопримечательностям, учить узнавать и называть памятники архитектуры.

Приготовьте для игры: карточки, поделенные на две части: на одной части- изображение достопримечательности Петербурга, на другой- название достопримечательности города, не соответствующее изображению, помещенному рядом.

Правила игры: играют 2-3 детей. Карточки раздаются игрокам. Игру начинает игрок , у которого карточка с изображением Петропавловской крепости. Следующим может сделать ход игрок, у которого есть карточка с изображением, соответствующим надписи на карточке первого игрока. Карточка накладывается картинкой на название и т.д.

«Сложи картинку»

Задачи: учить узнавать на картинке и называть памятники архитектуры Санкт-Петербурга , учить составлять целое из частей ,воспитывать любовь к родному городу.

Приготовьте для игры: две одинаковые иллюстрации одной из достопримечательностей города ( образец для складывания и разрезная картинка).

Правила игры: найти на картинке и назвать данный памятник архитектуры и сложить картинку по образцу.

«Узнай картинку по ее части»

Задачи: закрепить знания об архитектурных памятниках нашего города, развивать зрительное внимание , память , воспитывать интерес к родному городу.

Приготовьте для игры: картинки с видами Санкт-Петербурга (игровые поля),

к игровому полю -6 карточек с цифрами от 1 до 6.

Правила игры: играют 2-6 детей. Ведущий закрывает лист карточками с цифрами. Дети могут играть парами: один называет номер карточки , другой снимает ее. Игрок по фрагменту старается узнать и назвать все изображение. Если информации не достаточно, он открывает последовательно вторую , третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.

 «Продолжи название»

Задачи: обогатить словарный запас детей, закрепить названия достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Приготовьте для игры: набор картинок с видами города , мячик.

Правила игры: в игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает мяч игроку. Поймавший заканчивает фразу, при правильном ответе получает картинку с соответствующим изображением.

Примерный набор слов: Летний …, Медный …, Зимний …, Львиный …, Александровская …, Дворцовая …, Исаакиевский …

«Петербургские рифмы»

Задачи: обогатить словарный запас детей, развитие слухового внимания , интереса к родному городу.

Приготовьте для игры :жетоны

Правила игры: участвует любое количество детей . Ведущий предлагает подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот , кто раньше других может составить рифмы.

Примеры рифм:

Лебеди плавают в старом пруду,

Часто гуляем мы в Летнем … (саду).

Всех любознательных людей

Приглашаем мы в … (музей).

Над Невою в полный рост

Поднялся Дворцовый … (мост).

Не могу найти слова,

Как люблю тебя, …(Нева).

От зари и до зари

Горят на Невском … (фонари).

Растрелли- великий творец,

В подарок оставил прекрасный … (дворец).

Над красавицей Невой

Липы шелестят … (листвой).

«Закончи предложение»

Приготовьте для игры: набор картинок с видами города, мячик.

Правила игры: дети садятся в круг. Посередине раскладываются картинки. Ведущий начинает предложение и бросает мяч игроку, поймавший мяч заканчивает предложение и находит открытку , соответствующую тексту.

Примерные предложения:

В Летнем саду шуршат в аллеях …

Александровская колонна стоит на …

Петропавловская крепость построена на …


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ПЕТЕРБУРГ» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи. Закреплять умение выполнять ходьбу и прямой галоп по кругу с соблюдением его размеров. Развивать чувство ритма при выполнении движений под стихотворный текст, содействовать развитию ловкости во время бега с ловлей и увертыванием. Способствовать развитию внимания, процессов возбуждение-торможение. Создавать условия для речевого творчества, закрепления представлений о себе, окружающем мире.

Место проведения: физкультурный/музыкальный зал, площадка на территории детского сада.

Дети встают в большой круг. В середине круга располагается ребенок, который в игре будет исполнять роль Петра I. Он принимает позу, имитирующую памятник. По сигналу педагога участники игры совместно со взрослым начинают произносить слова и ритмично идти вправо/влево по кругу обычной ходьбой или с высоким подниманием колен (руки вперед и чуть согнуты). «Петр» идет в противоположном направлении по кругу, имитируя движения всадника.

Медный всадник просыпается.

Конь его бежит, старается.

Вдоль Невы на заре скачет Петр на коне.

Как живет мой Петербург?

Что построили там, тут?

От меня не убегайте!

На вопрос мой отвечайте!

По окончании слов начинается бег с ловлей и увертыванием.

Ребенок, которого ведущий в игре коснулся рукой, останавливается. Останавливаются и все участники игры. «Петр» громко задает один любой вопрос (например: «Фамилия, имя?», «Как называется улица, на которой ты живешь?», «Сколько тебе лет?», «Кто основал Петербург?», «Что такое зоосад и /или детский сад?», «Какие реки/мосты/дворцы Петербурга ты знаешь?»). Короткой фразой ребенок громко отвечает.

После ответа «Петр» произносит: Как живет мой Петербург?

Бег возобновляется (в игре нет выбывающих). После того, как 3-4 ребенка ответили на вопрос, педагог произносит: «Петр, спи! Стоп! Замри!». Ребенок, исполняющий роль Петра I, останавливается, принимает позу, изображая «Медный всадник». Все дети ходят вокруг него, останавливаются, приседают, наклоняются, произносят слово: «Чик» - изображают туристов, которые фотографируют памятник.

Игра заканчивается. Выбирают нового ведущего.

Чередовать варианты с ходьбой и передвижением прыжками.

2. Погулять по Петербургу, прокатиться под мостами

Информационный материал (темы для беседы с детьми). Ознакомиться с Санкт-Петербургом можно разными способами. Конечно же, пешком, гуляя по набережным, проспектам, улицам и переулкам. Увидеть красоту города можно из окон городского транспорта, а также экскурсионного ретро-трамвая или красного двухэтажного автобуса, который курсирует по центру города.

Удивительно красив и необычен Петербург, если наблюдать за ним с воды. Туристы на теплоходах и специально оборудованных катерах проплывают под многочисленными мостами, перекинутыми через реки и каналы города.

Задачи. Закреплять умение выполнять ходьбу врассыпную не наталкиваясь друг на друга. Развивать чувство ритма при выполнении движений под стихотворный текст, ловкость при передвижении под препятствиями. Содействовать развитию внимания и памяти.

Место проведения: физкультурный/музыкальный зал, площадка на территории детского сада.

Перед началом игры дети распределяются на 2-3 команды с четным количеством игроков. Участники команды запоминают друг друга.

По сигналу педагога: «Гуляем по Петербургу!» дети начинают ритмично выполнять ходьбу по одному или парами врассыпную по площадке и вместе со взрослым произносить слова.

Погулять по Петербургу каждый хочет, каждый рад

Посмотреть Адмиралтейство и, конечно, Летний сад,

Прокатиться под мостами каждый тоже очень рад,

Посмотреть с воды, какой он? И каков его наряд?

По Фонтанке, по Неве и по Мойке - реке

Отправляемся мы в путь! Про друзей ты не забудь!

В катер быстро садись! Все скорее – торопись!

С окончанием слов команды строятся в колонну по 2 (парами) за обозначенной для начала движения линией. Дети каждой пары берут друг друга за руки, все участники поднимают соединенные руки вверх, образуя «мосты». После построения команды, без дополнительного сигнала начинается движение («путешествие под мостами») – последняя пара пробегает под поднятыми руками, встает впереди команды и т.д. (по типу игры «Ручеек»). Игра заканчивается, когда все участники команды пересекут определенную линию – линию окончания маршрута. Педагог спрашивает детей о том, по каким рекам, под какими мостами они проплывали. Ребята могут задать те же вопросы товарищам из других команд.

3. Фейерверк. Салют

Информационный материал (темы для беседы с детьми).

Небо, раскрашенное яркими огнями, над Санкт-Петербургом можно увидеть неоднократно в течение года. Это фейерверки или салюты в честь праздников, значимых событий, памятных дат.

Фейерверк

Задачи. Закреплять умение выполнять броски мяча разными способами. Развивать чувство ритма при выполнении движений под стихотворный текст. Содействовать развитию памяти, внимания.

Место проведения: площадка на территории детского сада.

Инвентарь. В игре могут быть использованы мячи малого, среднего или большого размера. В зависимости от выбранного мяча бросок выполняется одной или двумя руками.

Участники игры делятся на подгруппы – одни выполняют движения с мячом, другие – зрители, аплодируют после каждого «залпа» (броска).

Построения участников с мячами:

1. Построение в большой круг (бросок мяча вверх; лучше использовать легкие, не резиновые мячи).

2. Построение в шеренгу (бросок на дальность; двумя руками разными способами: снизу вперед, от груди или из-за головы).

Броски выполняются: а) Всеми детьми одновременно; б) Если предварительно ребята рассчитались по порядку номеров и запомнили их, броски могут выполняться поочередно: «Первый залп, второй» или по определенной схеме и команде педагога, например: «Первый, третий, пятыйСалют!». Игровое задание будет более зрелищным, если используются мячи разных цветов. В этом случае подаются соответствующие команды.

Для соблюдения техники безопасности после броска ребята не бегут за мячами, а остаются на месте до определенного сигнала педагога.

Игра начинается с ходьбы на месте «зрителей» и ребят с мячами с произнесением текста совместно с педагогом:

Фейерверк над городом! Скорей! Салют! Салют!

В дни радости и праздников его все вместе ждут!

И радуются дети – вот это огоньки!

Какие разноцветные и разные они!

В честь Петербургских праздников

Салют будем давать и фейерверк из мячиков.

Пора нам начинать!

Педагог произносит: «Приготовились» (дети принимают необходимое исходное положение), «Салют!».

4. Что на фото или какая достопримечательность.

Дети пытаются показать достопримечательность описанием, а другие участники отгадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Дидактический материал встреча с городом Санкт- Петербург.

Ознакомление с городом Санкт- Петербург, дидактические игры, улицы города, формирования и воспитания патриотических чувств, истории и достопримечательности Санкт-Петербурга....

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...