Экологический проект «Аптека на окне»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Доценко Людмила Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности. В традиционном дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. А напряженная экологическая обстановка, в свою очередь, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. ДОУ необходимо стремиться к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого–образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.

Наш проект «Аптека на окне» осуществлялся в рамках долгосрочного проекта «Флора как источник здоровья» с апреля 2019 по ноябрь 2019г. В данной работе мы остановили свое внимание на наиболее популярных и распространенных комнатных растениях-лекарях: алоэ, цикламен, герань, каланхоэ, лук репчатый.

Перспективный план развития проекта «Флора как источник здоровья»: апрель 2019г - ноябрь 2019г «Аптека на окне»; май 2019г- сентябрь 2019г «Лекарственные травы нашего края»..

Цель: Сформировать у детей представление о необходимости ЗОЖ, о значении и роли растений в природе, жизни человека через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.

Задачи:

• Воспитать любовь детей к природе и окружающему миру, а так же бережное отношение к здоровью.

• Расширить у детей знания и представления о комнатных растениях, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

• Выработать ценные практические умения и навыки, сформировать реалистические представления о природе.

• Обогатить словарный запас, развивать связную речь детей.

• Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

• Научить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Объектом исследования являются аспекты формирования ЗОЖ и здоровья людей.

Предметом исследования является выявление воздействия растений на здоровье человека.

Основная проблема работы состоит в ответе на вопрос: могут ли комнатные растения-лекари благотворно влиять на здоровье человека и формирование ЗОЖ?

Гипотеза проекта: если дети будут знать и понимать значение лекарственных растений, то это будет способствовать в будущем формированию у них ЗОЖ и бережного отношения к природе.

Практическая значимость: дети смогут узнавать и выделять среди других растений лекарственные; будут иметь представление о применении лекарственных растений при выходе на природу в случае отсутствия аптечки; расширение кругозора у участников проекта.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Свойства лекарственных растений.

Комнатные растения – это не только уют. Комнатные декоративные растения по праву могут называться «домашней аптекой» или «аптекой на подоконнике». Кто-то выбирает растения неприхотливые, не требующие особого ухода, но даже самые нетребовательные горшковые обитатели могут стать для каждого из нас дополнительным источником положительной энергии, а в зимние холода поднять настроение. Сочная зелень растений, когда за окном снежные пейзажи способна не только порадовать глаз, но и укрепить ослабленный в осенне-зимний период иммунитет. Домашние растения обладают такими же целебными свойствами, как и другие их зеленые собратья. Выращивая на окне растения- лекари, мы получаем выращенное собственными руками лекарство от многих заболеваний. Комнатные растения – это друзья и помощники в трудных ситуациях.

1.2. Оборудование для ухода за комнатными растениями.

В комплект оборудования, приспособлений и инвентаря для выращивания комнатных растений в комнате входят: небольшой совок или саперная лопаточка, сита для просеивания почвы и удобрений, детские грабли с короткой ручкой, вилка для рыхления почвы, маленькая мотыжка и лейка с ситечком, вместимостью не более 5 л.

Непременным оборудованием для «аптеки на окне» является ручной опрыскиватель или пульверизатор, с помощью которых можно увлажнять воздух и осуществлять защиту растений от вредителей и болезней.

Для составления смесей из удобрений необходимы небольшие весы и разновесы к ним и стеклянную посуду, в которой будут находиться приготовленные удобрения. Кроме того, при выращивании комнатных растений нужен секатор, садовый нож и пластилин для замазывания ранок на растении при подрезках.

Издавна считалось, что подоконник - это наилучшее место для размещения комнатных растений. И действительно, растения на нем получают больше всего света, воздуха, а часто и тепла. Наиболее полно световой и тепловой режимы можно создать в оконных мини-теплицах, которые выпускаются и продаются в специализированных магазинах.

1.3. Освещение комнатных растений.

Свет дает растению ту энергию, с помощью которой оно усваивает, образно говоря - переваривает минеральные соли. Без достаточного освещения удобрительные поливы и опрыскивания не только не принесут пользы, но даже могут пойти и во вред растению.

1.4. Доктор на подоконнике: Алоэ.

Древовидное алоэ Aloe arborescens - наиболее широко распространено у нас в стране, лекарственное растение. Родина - мыс Доброй Надежды, Южная Африка. В комнатных условиях в умеренном климате это растение цветет крайне редко и именно с этой особенностью связано его народное название - столетник, как бы цветущий раз в сто лет, однако при хорошем уходе может цвести каждый год. В горшке алоэ древовидное дает многочисленные боковые побеги и хорошо разрастается в высоту и ширину. В алоэ содержится замечательное вещество «алоин», имеющее целебные свойства. Для внутреннего употребления годится только тот вид, который растет кустиком, а не деревом. У него почти круглые, очень сочные листья длиной до 30 см и более, с очень маленькими колючками, а главное отличие в том, что они покрыты множеством мелких светлых пятнышек.

Древовидное алоэ в народе называют «ранник», он вполне оправдывает свое название. Этот вид незаменим для заживления ран, ожогов, нарывов, язв, при воспалении костного мозга (остеомиелит) с открытым гнойным очагом, при флегмонах (мази.

1.5. Доктор на подоконнике: Цикламен.

Цикламен — очень красивое растение с заостренными листочками и нежными цветками всевозможных расцветок. В народе его почему-то называют «свиной хлеб». Хотя вряд ли свиньи когда-нибудь могли вдоволь полакомиться этим красивым декоративным цветком. Издавна широко известны и целебные свойства цикломена. При лечении различных заболеваний используются свежеотжатый сок клубней цикламена (он достаточно ядовит, водный настой листьев, настойка на спирту. Для этой цели подойдут любые клубни — как свежие, так и засушенные. Пропорции приготовления настоя различны в зависимости от болезни. Но общие рекомендации — клубни нельзя кипятить, их следует довести до кипения и сразу же выключить.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду, где воспитанники самостоятельно будут познавать окружающий мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

И именно совместный проект дает возможность достичь вышеуказанного результата.

План реализации проекта:

Первый этап проекта заключался в подборе литературы о комнатных растениях лекарях и влиянии их на здоровье человека. Данную работу осуществляли родители в сотрудничестве с воспитателями и работниками библиотеки.

После этого дети на занятиях на протяжении определенного возраста знакомились с комнатными растениями лекарями, научились узнавать их и называть, познакомились с особенностями их выращивания. В группе детского сада совместно с родителями оборудовали «аптеку на окне» из таких растений как алоэ, каланхоэ,  лук, герань, цикламен. Участникам проекта была дана возможность самостоятельно ухаживать за растениями: дети поливали, удобряли, пересаживали растения, рыхлили землю, опрыскивали.

Параллельно с этим на занятиях, в форме игр, викторин дети узнавали о полезных свойствах этих растений и применении, о влиянии их на здоровье человека и формирование ЗОЖ. Также в доступной форме дети усвоили суть термина «здоровье», значимость и необходимость ведения ЗОЖ.

В ходе работы над проектом дети не только наблюдали, ухаживали за растениями и делали зарисовки, но и под руководством воспитателей научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, которая в дальнейшем была использована для изготовления буклетов и памяток, что несомненно пополнило эколого-развивающую среду ДОУ. Кроме того участие в данном проекте способствовало формированию у воспитанников ценных практических умений и навыков, расширению кругозора, дети стали более бережно относиться к природе и окружающей среде в целом, включая и друг друга. Безусловно все это находит отражение при расстановки приоритетов в выборе образа жизни, и у участников проекта доминирующим становится ЗОЖ, что проявляется в их поведении, суждениях и поступках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При работе над проектом в активное эколого-образовательное пространство детского сада успешно были вовлечены все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети осознали многостороннее значение природы и ЗОЖ. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели практические навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру и здоровью. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Поставленная цель перед началом проекта достигнута: участие в проекте способствовало формированию у детей представления о необходимости ЗОЖ, о значении и роли растений в природе, жизни человека через различные виды деятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...

Экологический проект "Аптека на окне"

Проект носит познавательный и исследовательский характер...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей (через наблюдения за растениями) и их родителей, создание условий для познавательного развития детей....

Семейный экологический проект "Аптека на подоконнике"

Семейный экологический проект - как наиболее эффективная форма взаимодействия с родителями....

Экологический проект"Огород на окне" во второй младшей группе

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на ...

Экологический проект «Аптека родной природы» (старшая группа)

Проект рассчтан на полтора месяца. Статья содержит паспорт проекта и перспективное планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами....

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...