Экологический проект «Аптека родной природы» (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маслова Анжела Викторовна

Проект рассчтан на полтора месяца. Статья содержит паспорт проекта и перспективное планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apteka_rodnoy_prirody.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида

Экологический проект

«Аптека родной природы»

 (старшая группа)

Воспитатель:

Маслова А.В.

Борисоглебск, 2014г.

Паспорт проекта

Цель: познакомить детей с лекарственными травами родного края.

Задачи:

  1. Разработать систему мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами.
  2. Познакомить с понятием «лекарственные растения».
  3. Сформировать основные представления о лекарственных травах, их особенностях и полезных свойствах.
  4. Развивать наблюдательность, любознательность, творческие и коммуникативные способности детей, умение делать выводы.
  5. Ознакомить детей с литературными произведениями по теме.
  6. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь и заботиться о ней.

Предполагаемы продукты (выход):

  1. Организация огорода лекарственных трав.
  2. Создание альбома «Кладовая природы».
  3. Проектная папка.

Вид проекта:

- по доминирующему методу: информационный, практико-ориентированный;

- по характеру содержания: включает ребёнка и природу;

- по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель;

- по характеру контактов: внутри старшей группы в контакте с семьёй;

- по количеству участников: фронтальный;

- по продолжительности: средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: 1 неделя июня – 2 неделя июля 2014г.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Труд, Художественное творчество, Социализация, Здоровье.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип развивающего образования - деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
  3. Принцип учёта возрастных особенностей – рассматривание разлчных проблем на различном уровне.
  4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
  5. Принцип системности – решение комплекса задач  образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  6. Принцип развития личностных качеств – формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его природе.

Ожидаемые результаты:

- будут сформированы основные представления о лекарственных травах;

- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;

- дети будут интересоваться природой родного края.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (1 неделя июня 2014г.):

- определение целей и задач проекта;

- изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.

2.Основной (2 неделя июня – 2 неделя июля 2014г.):

- составление перспективного плана мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами;

- организация огорода лекарственных трав;

-ведение фотолетописи проекта;

- педагогическое просвещение родителей.

3.Заключтельный (2 неделя июля 2014г.):

- анализ  обобщение результатов проектной деятельности детей;

- оформление альбома «Кладовая природы» (познавательный материал, сказки, стихи и загадки, картинки, фотографии, детские рисунки);

- презентация проекта: викторина «Очень полезные растения»;

- оформление проектной папки.

Виды детской деятельности:

- общение с природой, контакт с объектами растительного мира (наблюдения, оценочные суждения, любование);

- практическая деятельность (труд в природе, ручной труд);

- детское творчество на основе впечатлений от природы (рисунки);

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге), обмен информацией, впечатлениям, уточнение представлений о растениях с помощью слова;

- игровая деятельность (сюжетно-ролевая и дидактические игры) ;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- восприятие произведений художественной литературы.

Перспективное планирование мероприятий

по ознакомлению дошкольников

с лекарственными травами

2 неделя июня.

  1. Наблюдение «Луговые  травы» - уточнять представления детей о некоторых луговых травах (ромашка, подорожник, тысячелистник, одуванчик, клевер, чистотел), познакомить с их полезными свойствами, помочь усвоить понятие «лекарственные растения»; учить отгадывать загадки, внимательно слушать стихотворения о растениях.
  2. Чтение: «Сказка о подорожнике» - обогащать представления детей о подорожнике, познакомить со свойством его семян (умение прилипать), учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
  3. Рассматривание гербария лекарственных трав - расширять представления о разнообразии и полезных свойствах полевых растений; актуализировать в речи соответствующие понятия; формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
  4. Коллективный труд: организация огорода лекарственных растений - познакомить детей с некоторыми видами лекарственных трав (календула, мята перечная, мелисса, шалфей, крапива, лофант тибетский); организовать посильное участие детей в работе, формировать соответствующие трудовые навыки, учить действовать аккуратно; воспитывать бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней.

3 неделя июня.

  1. Наблюдение «Очень жгучая крапива» - познакомить детей с растениями, его особенностями, его научным и народными названиями; учить вникать в смысл слов, развивать познавательную и речевую активность; через восприятие стихотворений и отгадывание загадок формировать интерес к художественному слову; воспитывать любознательность, уважение к народным традициям.
  2. Чтение: Г.Трегубова «Сказка о крапиве» - закреплять представления о полезных свойствах крапивы; учить понимать тему, образное содержание и идею сказки; формировать интерес к мру растений.
  3. Наблюдение «Что за странные цветки – золотые ноготки» - дать представления о лекарственном растении, об использовании его целебных свойств человеком; обогащать словарный запас детей, развивать интерес к художественному слову.
  4. Работа с родителями: консультация «О пользе лекарственных трав» - познакомить родителей с лекарственными травами родного края, их полезными свойствами, применением в лечебной практике.
  5. Чтение: Л.Рогачко «Сказка про ромашку и розу» - обогащать представления о полезных свойствах ромашки, учить формулировать тему и основную мысль сказки; развивать образные представления, воспитывать интерес к мру растений.

4 неделя июня.

  1. Наблюдение «Трава душиста – ароматные листья» - познакомить детей с мятой перечной, её особенностями, с научным и народными названиями; помочь усвоить понятия «медоносное растение», «лекарственное растение», «эфирное масло»; учить отгадывать загадки, слушать стихотворения о мяте, понимать их смысл; воспитывать любознательность, интерес к родной природе.
  2. Чтение: «Сказка про мяту» - обогащать представления детей о полезных свойствах мяты; учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; воспитывать интерес к миру растений.
  3. Наблюдение «Ароматная мелисса» - познакомить с растением, его особенностями, помочь сравнить с мятой перечной и сделать соответствующие выводы; закреплять понятия «медоносное растение», «эфирное масло»; обогащать словарный запас детей, развивать интерес к художественному слову; воспитывать любовь к родной природе.
  4. Коллективный труд: работа в огороде лекарственных трав - закреплять умение пропалывать и поливать растения; обсудить назначение трудовых действий, обобщить и уточнить ответы детей; развивать аккуратность, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе; учить узнавать и правильно называть некоторые виды лекарственных трав.
  5. Наблюдение за «Лофант тибетский» - познакомить с растением, его строением и полезными свойствам; закреплять понятие «лекарственное растение»; обогащать словарный запас детей; воспитывать интерес к художественному слову.
  6. Наблюдение  «Трава долголетия» - познакомить с шалфеем дубравным, его научным и народным названиям; дать представления о его строении и полезных свойствах; развивать образные представления детей через отгадывание загадок и восприятие стихотворений; развивать познавательную  речевую активность; воспитывать интерес к родной природе.
  7. Чтение: Г.Лебедева «Одуванчик» - расширять знания детей о строении и особенностях одуванчика; учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; формировать интерес к родной природе.

1 неделя июля.

  1. Дидактическая игра «Покажи, что назову» - учить по названию находить в огороде знакомые лекарственные травы, аргументировать свой выбор; развивать любознательность, интерес к миру растений.
  2. Чтение: «Добрый клевер» - обогащать знания детей об особенностях клевера; учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения; формировать интерес к родной природе.
  3. Ручной труд: изготовление атрибутов для игры в аптеку - учить изготавливать этикетки для баночек, коробочки для лекарств;  формировать навыки ручного труда, умение правильно обращаться с ножницами  клеем; развивать художественно-творческие способности; расширять представления о применении лекарственных трав в медицине.
  4. Наблюдение «Наш волшебный огород» - закреплять знания о некоторых лекарственных травах, их внешних отличиях и полезных свойствах; актуализировать в речи соответствующие понятия; формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
  5. Сюжетно-ролевая игра «Аптека лекарственных трав» - закреплять представления детей о лекарственных травах родного края; учить использовать свои знания о назначении  аптеки, правилах вежливого обращения покупателей и работников аптеки; закреплять умение распределять роли, совместно выстраивать сюжет, ролевое взаимодействие.
  6. Д/И «Назови правильно» - формировать умение узнавать и правильно называть знакомые лекарственные травы; актуализировать соответствующие в речи понятия.
  7. Работа с родителями: домашнее задание (принести в детский сад картинки, фотографии, стихи, загадки, рисунки о лекарственных травах) – привлечь к участию в оформлении альбома «Кладовая природы», способствовать сближению родителей с детьми в процессе совместной поисковой деятельности.

2 неделя июля.

  1. Беседа «Зачем нужны лекарственные растения?» - уточнять представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с элементарными правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать познавательную  речевую активность; формировать интерес к природе родного края.
  2. Работа с родителями: консультация «Народные рецепты» - познакомить родителей с некоторыми народными рецептами, обогащать знания о применении лекарственных трав.
  3. Ручной труд: оформление альбома «Кладовая природы» - привлечь детей к выполнению посильного труда в изготовлении альбома (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, украсить страницы альбома, вклеить картинки, фотографии); закреплять представления о разнообразии лекарственных трав и их применении человеком; развивать художественно-творческие способности, аккуратность; формировать ценностное отношение к результату общего труда.
  4. Д/И «Угадай по описанию» - упражнять в составлении описательных рассказов о лекарственных растениях по схеме, узнавать растения по описанию; закреплять представления об особенностях их внешнего вида и полезных свойствах.
  5. Презентация проекта: викторина «Очень полезные растения» - создать условия для отдыха и получения новых впечатлений; закреплять знания детей о знакомых лекарственных травах, их особенностях, полезных свойствах; актуализировать соответствующие в речи понятия; развивать умение отгадывать загадки о растениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Экологический проект "Аптека на окне"

Проект носит познавательный и исследовательский характер...

Семейный экологический проект "Аптека на подоконнике"

Семейный экологический проект - как наиболее эффективная форма взаимодействия с родителями....

Экологический проект «Аптека на окне»

ВВЕДЕНИЕ.Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – цен...

экологический досуг "Берегите родную природу" старшая группа

экологический досуг "Берегите родную природу!" старшая группа...

Конспект занятия по художественной литературе и родной природе. (Старшая группа.) Тема: М. Пришвин «Золотой луг».

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....