Главные вкладки

    конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Закрепление знаний детей об осенних изменениях в природе, приметах и месяцах осени. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани
    городского округа Сызрань Самарской области
    структурное подразделение, реализующее основные образовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 44»

    Конспект  НОД по ознакомлению с окружающим миром              в старшей группе на тему «Осень»

                                                       

                                                                                               

                                                                                                воспитатель СП «Детский сад №44»

                                                                                      ГБОУ СОШ № 22, г. Сызрань                                                        

                                                                                                 Швырина Ольга Александровна

                                                                                                                                               

                                                             Сызрань, 2019

    Вид деятельности: познавательно-исследовательская /ознакомление с окружающим миром/                                                                                                          Тема: «Осень».

    Интеграция образовательных областей:

    «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Задачи:

    Познавательное развитие:  

    Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, приметах и месяцах осени.    

    Речевое развитие:                                                                                                                                                    Обогащать и активизировать словарь детей по теме.                                                                                              Социально – коммуникативное развитие:                                                                                                     Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

    Методы и приемы:                                                                                                                               Наглядные: рассматривание иллюстраций «Осень».  

    Словесные: беседа, стихи, загадки.                                                                                Материал и оборудование: иллюстрации по теме, подборка художественной литературы.

    Ход НОД                                                                                                                            Воспитатель:        

    Какое время года наступило?        

    Почему вы решили, что пришла осень?      

    Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

          Воспитатель:                                                                                                                       Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы. (Ответы детей.)

    Воспитатель:                                                                                                                              Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы.

    Какой первый осенний месяц?

    Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени. Это бархатный месяц, румянец осени.

    Что вы можете рассказать о природе ранней осенью? (Ответы детей.)

    Да, погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи. Люди убирают урожай овощей.

    Воспитатель:                                                                                                                Какой второй осенний месяц?

    Октябрь называют золотой осенью. А ещё он очень капризный, т. к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко, то порхают первые.

    Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

    Правильно. День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

    Воспитатель:                                                                                                                  Какой третий осенний месяц?

    Ноябрь – задумчивый и грустный месяц.

    Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

    Вы правильно сказали, что листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

    Послушайте стихотворение «Осень».        

          «Осень на опушке краски разводила,

           По листве тихонько кистью проводила:

          Пожелтел орешник, и зарделись клены,

          В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

          Утешает осень; «Не жалейте лета!

          Посмотрите - роща золотом одета». З. Федоровская

    Воспитатель:

    Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

     Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)

    Игра « С какого дерева листок»

    Листья у березы (березовые)

    У клена (кленовые), тополя, рябины, липы,

     Какого они цвета?  (ответы детей)     

    Физминутка:

          Мы дорожки подметаем (имитация движений)

          Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

          Чтоб гуляя, малыши

          Веселились от души! (подскоки на месте)

          Ох, устали («обтереть пот со лба»)

          Отдохнем (присесть)

          И домой скорей пойдем (шаги на месте)

    Воспитатель:                                                                                                                                 Внимательно послушайте еще одно стихотворение:

          Как прекрасен листопад!

        Листья жёлтые летят!

        Над землёй и над водой

        Вихрь кружится золотой!

       Осень дождички роняет

       И деревья раздевает,

       Устилая всё кругом

       Пышным сказочным ковром!

    Воспитатель:

    О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

    Почему говорят, что листопад похож на золотой дождь? (Ответы детей) Ребята кто мне может рассказать, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы детей) 

    Верно, осенью прекращается сокодвижение.                                                      Послушайте стихотворение «Наступила осень…» А. Ерикеевой

         Наступила осень,                                                                                                      Пожелтел наш сад.                                                                                                    Листья на берёзе                                                                                                    Золотом горят.                                                                                                                         Не слыхать весёлых                                                                                                            Песен соловья,                                                                                                                         Улетели птицы                                                                                                                           В дальние края.

          Воспитатель:                                                                                                                     Что происходит с птицами?

    А почему птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.)

    Правильно,  Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.

            Воспитатель:                                                                                                                            А как называют этих птиц? (Ответы детей.)

           Воспитатель:                                                                                                                        А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей.)

           Воспитатель:                                                                                                                        А какие птицы остаются у нас зимовать? (Ответы детей.)

    Воспитатель:                                                                                                                           Почему эти птицы не боятся холодов?

    Да, у этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму? (Ответы детей)

    Правильно, человек о них заботится - подкармливает птиц хлебными крошками, зернами, семенами. И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц.

      Воспитатель:                                                                                                             Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано.

          Воспитатель:

    Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас, знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

    Игра «Погода осенью»

    Дети, а какая бывает погода осенью:                                                                   Когда идет дождь - дождливая.                                                                                Когда дует ветер – ветреная                                                                                Холодно – холодная                                                                                       Пасмурно – пасмурная                                                                                               Сыро – сырая                                                                                                        Хмуро – хмурая                                                                                                               Ясно - ясная

         Воспитатель:                                                                                                                          Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.                                        Игра: «Осенью». (с мячом)                                                                                         Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».              Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.                                                                                               Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.     Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.                        Урожай осенью — Урожай осенью убирают.                                           Птицы осенью — Птицы осенью улетают.                                                      Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.                                            Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.                 Молодцы, правильно ответили на вопросы                                                                        Итог занятия:                                                                                                                    Ребята вам понравилось наше занятие?                                                                      О каком времени года мы с вами говорили?                                                            Что бывает только осенью?                                                                                           Что вам больше всего понравилось делать?

                                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты