НОД "Вода-знакомая Незнакомка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

НОД "Вода-знакомая Незнакомка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 75_nikulina_voda.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта НОД в подготовительной группе.                              

Тема: «Вода-знакомая Незнакомка».

Ф.И.О. (педагога): Никулина Ольга Евгеньевна

Должность: воспитатель.

Квалификационная категория: высшая

Цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с явлением круговорота воды в природе.

Программные задачи:

1) образовательные:

  • формировать представления о свойствах и качествах  воды, круговороте воды в природе;
  • способствовать формированию  наглядно - образного, творческого мышления определением взаимосвязи между водой, её состоянием, явлениями в природе;
  • формировать умения делать выводы и открытия на основе результатов своей деятельности;
  •  расширять представления о роли воды в природе;
  • обогащать активный словарный запас (жидкая, твёрдая, газообразная, пар, круговорот).

2) развивающие:

  • способствовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, обобщение на основе наглядно – действенного мышления и воображения;
  • развивать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;

3) воспитательные:

  • воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • воспитывать бережное отношение к водоёмам и природе.

Количество детей: 10 – 12

Тип, форма и методы используемые в НОД:

Тип - интегрированное

Метод – словесный (беседа, объяснение), исследовательский (наблюдения, опыты, суждения, выводы), игровой (посылка), наглядный (стаканы с водой, молоком, сахаром, фильтр, плакат с изображением рек, озер, моря; мнемотаблица, таблица круговорота воды в природе), практический (опыты).

Форма – подгрупповая

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, экспериментирование

Материалы и оборудование: стаканы с водой, молоком, по количеству детей; посуда различной формы; глобус; яблоко, лимон, мука, масло, фильтр на демонстрационном столе, колба, воронка; сахар; плакаты с изображением: круговорота воды в природе; водопадов, рек, океана, морей, озёр; мнемотаблица - правила поведения при проведении исследований и опытов, одноразовые стаканчики с водой и без воды, цветные карандаши, листочки.

Сюрприз для детей: цветы для проведения опыта.

Ход НОД:

Этап

(мин.)

Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия созданию общей атмосферы заинтересованности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Вводная часть (организационный момент)

1мин.

Приветствие. Установление контакта с детьми.

 Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся! А сейчас все внимание на меня.

Дети заходят, встают в полукруг, здороваются.

2

Вводная часть

(мотивационный

момент)

Создание проблемной ситуации

4мин.

Словесная установка на дальнейшую деятельность (вопросы, объяснения).

Утром, почтальон мне передал для вас посылку.  Давайте посмотрим от кого она? От жителей страны Почемучек. На крышке прикреплена загадка, давайте–ка попробуем отгадать, что же внутри коробочки?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Правильно, а почему как вы думаете, нам из страны Почемучек прислали такую интересную посылку? Жители страны хотят узнать все о воде, ее свойствах, пользе, а самое главное их интересует, откуда берется вода в кране? Как сделать, чтобы она была чистой? Как вода попадает в реку? Почему идет дождь, снег? Вы готовы помочь жителям Почемучек?

 Хорошо, чтобы им помочь сегодня мы с вами поговорим о воде и как настоящие ученые-исследователи раскроем её свойства и постараемся ответить на вопросы жителей страны Почемучек.  Где работают ученые-исследователи,  как это помещение называется? (демонстрация изображения лаборатории)

В лаборатории, при проведении опытов, надо соблюдать определенные правила. Какие?

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В ней я буду старшим научным сотрудником, а вы моими лаборантами:

-Раз, два, три наклонись

- Раз, два, три повернись

- В лаборантов превратись

Слушают.

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Ответы детей.

Опираясь на мнемотаблицу, дети повторяют правила поведения при проведении опытов:

соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Дети повторяют, выполняют

Дети подходят к столам и садятся.

3

Основная часть

(Решение проблемной ситуации)

Динамическая пауза.

20-23мин.

Беседа, решение проблемной ситуации.

Демонстрация наглядного пособия.

Практический метод: постановка задания, контроль и регулирование в ходе деятельности детей, оценка.

.

Практический метод:

экспериментирование.

Демонстрация опыта воспитателем по очистке воды.

Наглядно-демонстрационный метод.

Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение).

Беседа.

Наглядно-демонстрационный метод.

Упражнения для снятия общего утомления.

Выполнение имитационных движений под текст.

Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение).

Практический метод:

экспериментирование.

Демонстрация опыта воспитателем

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Словесная установка.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей с помощью наглядно – демонстрационного материала.

Беседа.

Ребята, оказавшись в лаборатории, давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? Ее свойствах?

Молодцы! А чтобы нам это доказать, на наших столах есть специальные предметы, вещества, благодаря которым мы можем объяснить свойства воды которые вы назвали.

Первое свойство – прозрачность воды. 

К какому столу мы  подойдем, чтобы это доказать. Как вы думаете?

Правильно, кто из вас нам покажет, как это можно определить?

Опустить в стакан с молоком ложку.

Видна она или нет?

Теперь в стакан с водой.
Какой сделаем вывод? (Вода
 прозрачная.)

Какие вы молодцы!



 2 – выясним: есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

К какому столу нужно теперь подойти?

Правильно.

Я налью вам немного чистой воды из кувшина  в стаканы, а вы попробуйте её. Какая она на вкус? А запах? Если добавить лимон?  Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
Верно.

3- вода-растворитель

Ребята, а где можно провести опыты по растворению веществ  воде?

Что надо сделать?

Какой стала вода?

Что же произошло с сахаром? Мукой? Маслом?

Какой вывод мы сделаем? (Вода, растворитель, но не все вещества растворяются в воде)

И у нас остался стол, за которым, какое свойство воды мы можем определить?

4-Вода не имеет форму.

На столах лежат кубики, мячики. Стоят стаканы с водой. Задать вопрос: «Какая форма у этих предметов?»

А чтобы узнать есть ли форма у воды,  самостоятельно переливают воду из бокала в чашку, блюдце, пузырек.

Вывод: вода не имеет формы и принимает

форму того сосуда, в который налита, т.е. может менять форму.

Ребята, вы справились со всеми заданиями и вспомнили свойства воды, а теперь подойдите к моему столу.

Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? А как вы думаете очистить грязную воду можно?

Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

 А что стало с нашей бумагой?

Ребята, как вы думаете, в грязной воде смогут жить обитатели рек, озёр, морей и океанов? Правильно, нет. Воду берут из реки или водохранилища, и затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров непохожих на наши ее очищают от песка, грязи, микробов и только потом она попадает в водопровод. Воду нужно беречь! Давайте подойдем  с вами к глобусу и посмотрим, много ли воды на нашей планете?  Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.

А в каких состояниях встречается вода в природе?

Правильно, посмотрите на картинку и скажите, что здесь изображено? Что мы можем отнести к жидкому состоянию воды? Что к твёрдому? И что к газообразному состоянию воды?

Вот мы с вами ответили уже на некоторые вопросы жителей Почемучек, а теперь давайте немного поиграем.

 Представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь 
(звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (подбегают к воспитателю).

 Ребята, а вы запомнили, как путешествовали капельки воды, когда мы играли?
Кто может показать, на каком плакате в нашей группе можно увидеть путешествие капельки? Правильно, молодцы! Это путешествие называется круговорот воды в природе.

Молодцы ребята, а теперь я вам предлагаю немного порисовать. Посмотрите у каждого на столе лежат рисунки, на которых изображены: озеро, солнышко и тучка. Вам надо нарисовать капельки, только будьте внимательны, в одном месте вам надо нарисовать капельки, которые падают вниз, а в другом месте нарисовать капельки, которые поднимаются вверх. (посмотрите на мои капельки какая вверх поднимается, а какая вниз падает) – показ плаката.

Готовы? Теперь давайте посмотрим. Скажите, все правильно изобразили капельки? Молодцы!

А  чтобы это подтвердить мы с вами проделаем такой опыт. Я наливаю в банку горячей воды. Накрываю холодной железной крышкой. Посмотрите, что образуется внутри банки?  Правильно, пар. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Давайте посмотрим, во что превратится водяной пар, когда он попадает на холодную крышку? Правильно, водяной пар, поднимаясь вверх, остывая, будет превращаться в воду. Вот и на картинке капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А зимой в виде снега.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».



 


Давайте с вами пройдем по группе и посмотрим, какую пользу у нас в группе приносит вода, помогут в этом нам капельки!

1.Капелька в уголке природы возле растений.
 Правильно ребята.

2.Капелька около туалетной комнаты.
3.Капелька у стола, где стоит кувшин с водой питьевой.
4.Капелька, где мойка в подсобном помещении.

Видите, ребята
, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

Ответы детей ( прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкость, растворитель, без формы и т.д.)

Рассматривают. Определяют, к какому столу подойти, чтобы найти ответ на вопрос.

Слушают. Проводят эксперимент. Делают выводы.

Вода прозрачная.

Подходят к столу с кувшином питьевой воды, бокалами и лимоном.

Называют все предметы, находящиеся на столах.

Ребята проводят опыты по растворению веществ в воде.

Приходят к выводу, не все вещества растворяются в воде.

Высказывают свое мнение.

Приводят свои примеры.

Рассуждают, отвечая на вопросы и делают выводы.

(разные варианты ответов)

Делают опыты. Выводы.

Высказывают свое мнение (в чистой, нельзя загрязнять водоёмы, надо бережно относиться к воде).

Ответы детей.

Ответы детей.

В жидком, твёрдом и газообразном

Дети прыгают.

Встают парами,

взявшись за руки.

Встают в цепочку.

Перестраиваются в хоровод.

Отвечают на вопрос.

Составляют рассказы о путешествии капельки, на основе приобретенных знаний в ходе исследовательской деятельности и предварительных бесед.

Слушают, рассматривают и отвечают на вопросы.


Самостоятельная работа детей

Рассуждают и делают выводы.

Дети идут по группе ищут изображение капельки, делают выводы, где и как используется вода (цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода, чтобы умываться…)

Слушают, отвечают.

4

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

3мин.

Сюрпризный момент.

Ребята, вот мы и ответили с вами на все вопросы жителей страны Почемучек. Что нового мы узнали о воде? Какие секреты её раскрыли. Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачностью; не имеет запаха; без вкуса; не имеет формы; растворитель.
 Какие опыты вам больше понравились?

Ребята, жители страны Почемучек ждут от нас новостей про воду, все, что мы о ней знаем. На следующем занятии мы с вами нарисуем все, что узнали о свойствах воды, круговороте в природе и отправим по почте.  В нашей посылке для вас есть сюрприз от жителей страны Почемучек. Они приготовили вам цветы, если их опустить в воду, то произойдет чудо - лепестки раскроются. Давайте опустим цветы в воду.

Попрощаемся с гостями.

Слушают. Отвечают.

Разбирают цветы и опускают в таз с водой

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся"

    Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен...

Знакомая незнакомка, Новогодний дед.

Наглядная информация для родителей....

Знакомая-незнакомка

Детский проект. Ознакомление детей старшего возраста с улиткой...

Проект "Всем знакомая незнакомка"

Проект ориентирован на решение одной проблемы  -  все знакомы с образом Бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным ...

В поисках Незнакомки

Сценарий весеннего праздника для средней группы в детском саду...

Конспект ООД "Знакомая незнакомка - вода"

Тематическое занятие, с элементами опытнической деятельности, способствующее повышению познавательной активности детей, расширению их кругозора....

Детский исследовательский проект "Знакомая незнакомка"

Здравствуйте! Меня зовут Полина! Мне 6 лет! Я хожу в подготовительную группу  детского сада  № 30 «Буратино».Тема моего проекта:   «Знакомая незнакомка»....