Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования "Свойства воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Рзаева Севил Расимовна

Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Воздух есть вокруг нас и внутри, он не имеет вкуса и цвета, его невозможно увидеть и потрогать. Как же увидеть воздух и узнать его свойства?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования в младшей группе «Свойства воздуха»

Цель: создать условия, способствующих развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Дидактическая: расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с воздухом;

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воздуху и аккуратности при работе.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующая: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Воздух» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдения, беседы о воздухе, его роли в жизни человека; проведение опытов с воздухом.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.

Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов.

Ход занятия

        Дети сидят на стульчиках, вдруг раздается стук и приходит Незнайка, а в руках у него большой красивый шарик.

Незнайка: Ребята, давайте поиграем с шариком. Вдруг шарик стремительно полетел и сдулся – Незнайка расстроился: «Что же я наделал? Как же я теперь шарик верну?»

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка. Ты, наверное, не знал, что шарик нужно было завязать ниткой. - Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: А для этого давайте разберемся, что же с шариком произошло? Чем  шарик был наполнен?

Дети:  Воздухом.

Воспитатель: Почему шарик сдулся?

Дети:  Воздух вышел.

Воспитатель: Ребята, а вы увидели, как вышел воздух?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Действительно, мы воздух не видим, но он вокруг нас. И мы сейчас проведем несколько опытов, чтобы в этом убедиться.

Даю детям листочки картона.

Воспитатель: Помашите картонкой на свое лицо. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Картонка заставляет воздух двигаться, и вы ощущаете его дуновение на своей щеке.

Воспитатель: а сейчас попробуем воздух поймать:

а) ладошками (не получилось);

б) целлофановыми пакетами.

Воспитатель: На столе лежат целлофановые пакеты, попробуем ими поймать воздух. Закрутите пакеты, заперев воздух. Что произошло с пакетом?

Дети: Они надулись, приобрели форму.

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Дети: Внутри находится воздух.

Воспитатель: Что наполняется воздухом? Что мы надуваем?

Дети: Спасательный круг, нарукавники, матрац, шина для велосипеда.

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Дети: Да.

Вывод: Значит, воздух какой? – Прозрачный.

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? – Возьмем острую палочку и осторожно проткнем мешок. Поднесите мешок к лицу и нажмите на него руками. Что вы слышите?

Дети: Шипение.

Воспитатель: Это выходит воздух, мы его не видим, а чувствуем.

Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно чувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, не имеет формы.

Опыт: А как увидеть воздух?

Оборудование: трубочки, стаканы с водой.

Воспитатель: Возьмите в руку трубочку и подуйте через нее на свою ладошку. Что почувствовала ладошка?

Дети: Ветерок. Движение воздуха.

Воспитатель: Воздухом мы дышим через нос или через рот, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? Попробуем! Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Куда плывут пузырьки? Вверх или вниз?

Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт: «Узнай по запаху».

Воспитатель: Сам воздух запаха не имеет, но может запахи переносить. Когда мама печет пирожки, вы чувствуете запах пирожков?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем!

Я предлагаю детям закрыть глаза и ощутить аромат разных предметов и угадать (апельсин, яблоко, дыня, соленый огурец).

        Таким образом, мы доказали Незнайке, что воздух существует вокруг нас и он прозрачный, может иметь форму шарика или другого предмета, воздух можно почувствовать, воздух может переносить запахи.

        За активное участие воспитатель дарит Незнайке и ребятам по шарику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии ( с элементами экспериментирования)

Интегрированное занятие по экологии ( с элементами экспериментирования)  в подготовительной группе показала на РМО (районном методическом объединении.Занятие очень понравилось, надеюсь, уважаемые...

Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас"

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-с...

Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования «Незнайкины семена»

Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования «Незнайкины семена»Задачи:Образовательные:• Продолжить формировать представление о растениях ближайшего окружения...

Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования в средней группе «Что растет на огороде»

Цель: систематизировать и обобщить представление детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду.Задачи:Обучающие:Закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрук...

Конспект интегрированного занятия по экологии с элементами экспериментирования для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).Развивать любознательность, мышлени...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Свойства воздуха»

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождени...