Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ростокина Евгения Сергеевна

 

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При решении задач НОД у дошкольников расширяются знания о воздухе, они учатся самостоятельно делать выводы, самостоятельно проводить опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии  с элементами экспериментирования

в подготовительной к школе группе

«Свойства воздуха»

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При решении задач НОД у дошкольников расширяются знания о воздухе, они учатся самостоятельно делать выводы, самостоятельно проводить опыты.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов

  • социально-коммуникативное  развитие 

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта

  • речевое развитие

 Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов.

Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова

  • физическое развитие.

 Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук

Методы и приемы:

практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом.

наглядные: сюрпризный момент, демонстрация вопросы.

словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы.

Материалы и оборудование: шкатулка, мяч, интерактивная  доска, записка.

На каждого ребёнка: стаканчики с водой, камень, вата, шарики воздушные, цветные листы бумаги, халаты.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза

Познавательно-исследовательская

Опыты, решение проблемной ситуации, вопросы.

Коммуникативная

Беседа, инструкции.

Игровая

Игра с мячом

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: нам сегодня принесли шкатулку, а вместе с ней записка. Давайте прочитаем, что здесь написано.

 Записка: 

Отгадайте что я,

Расскажите для чего я,

Узнайте,  какой я.

Дети сидят на стульчиках, слушают записку.

Привлечение внимания, создание мотивации

Воспитатель:  Перед нами три вопроса. Ответим на первый вопрос. Давайте посмотрим, что же находится в шкатулке. Я ни чего не увидела. Может вы увидите? Как вы, думаете,  что же в шкатулке?

Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в шкатулке находится Воздух.

Теперь давайте ответим на второй вопрос. Для чего воздух?

Правильно. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Легко вам было не дышать?

Какой вывод можно сделать?

А кто еще не может жить без воздуха?

Какой можно делать вывод?

Правильно.  Человек не может жить без воздуха, так же как и животные, растения, рыбы, птицы.

Молодцы мы ответили на второй вопрос. У нас остался третий. Какой воздух?

Чтобы узнать побольше о воздухе, давайте  отправимся в нашу мини  лабораторию.

Вот мы с вами и в нашей мине лаборатории.

Опыт №1

Посмотрите у вас на столах лежит вата,  давайте рассмотрим ее. Какая вата?

Как вы думаете, есть ли в вате воздух?

Давайте проверим. Опускаем вату в стакан с водой. Что произошло с ватой,  когда мы опустили ее в воду?

Какой мы делаем вывод?

А теперь возьмите камушек и опустите в стакан с водой. Посмотрите внимательно, что происходит?

Какой мы можем сделать вывод?

Правильно. Вокруг всех предметов есть воздух.

Опыт №2

А мы можем почувствовать воздух?  С помощью чего мы можем почувствовать воздух?

Правильно. Давайте подуем на себя ладонями. Что вы чувствуете?

А теперь поставьте ладошку перед собой и подуйте. Что вы чувствуете? Какой воздух?

Какой можно сделать вывод?

Правильно. Воздух может быть холодным и теплым.

Опыт №3

А сейчас предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат листы бумаги, возьмите их и подойдите ко мне. Вам нужно разделиться на пары. Найти листок такого же цвета как у вас.

Молодцы. А теперь в каждой паре должен быть прямой листок и смятый в шарик. Договоритесь между собой.

 Одновременно отпускаем бумагу?

Какой листок упал быстрее? Почему?

Какой можно делать вывод?

Правильно. У  плоского листа больше площадь,  поэтому воздух его поддерживал,  и  он падал медленнее.

Опыт №4

А вы хотите услышать воздух? Я предлагаю вам услышать воздух  с помощью воздушных шаров.

Надуваем шары.

А теперь внимательно слушаем. Что

вы услышали?

Какой мы можем сделать вывод?

Правильно. Когда воздух выходит из шарика происходит колебание, поэтому мы можем его услышать, он шипит.

Молодцы снимаем халаты и немного отдохнем.

 Дети рассматривают шкатулку.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети задерживают дыхание.

Ответы детей.

Дети слушают вывод.

Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой, вата и камушки. Одевают халаты.

Рассматривают вату.

Ответы детей.

Дети осуществляют эксперимент.

Ответы детей.

Дети слушают вывод.

Ответы детей.

Дети осуществляют эксперимент.

Фиксирование результата.

Дети слушают вывод.

Дети выходят из - за столов и  делятся на пары.

 Осуществляют эксперимент.

Фиксирование результата.

Ответы детей.

Дети слушают вывод.

Осуществляют эксперимент.

Фиксирование результата.

Ответы детей.

Дети слушают вывод.

Мотивация. Введение детей в деятельность.

Активизирова-ние мыслительной деятельности.

Расширяют знания о значении воздуха для всего живого.

Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря.

Развитие навыка проведения опытов

Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря.

Знакомятся со свойствами воздух.

Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря. Умеют взаимодейство-вать друг с другом

Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря.

Динамическая пауза.

Воспитатель предлагает детям встать немного отдохнуть.

Воспитатель проводит физминутку с  детьми. Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево – вправо, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг,

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора!

Дети встают к воспитателю.

Дети выполняют волновые движения, произносят текст.  

Ответы детей.

Совершенство-вание координации движений, точности выполнения действий

Использование двигательной активности

Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики в круг

Воспитатель предлагает детям, назвать какой бывает воздух, передавая мяч друг другу.  

Воспитатель предлагает поделиться,  кому что понравилось и не понравилось.

Воспитатель подводит итог.

Дети садятся на стульчики в круг.

Дети по очереди называют,  какой бывает воздух,  передают мяч друг другу.

Дети делятся впечатлениями.

Подведение итогов НОД, закрепление свойств воздуха,

обмен впечатлениями.

Список литературы:

  • Николаева С. Н. Юный эколог. -М,.: Мозаика – синтез, 2010 г

 

  • Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995 г.

  • Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. -М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.

  • Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.

  • Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе

Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любозн...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: свойства воздуха.ЦЕЛЬ: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной дея...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности " Свойства воздуха"

Занятие позволяет систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования "Свойства воздуха"

Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Воздух есть вокруг нас и внутри, он не имеет вкуса и цвета, его невозможно увидеть и потрогать. Как же увидеть воздух и узнать е...

Конспект занятия по экологии «Ознакомление со свойствами воздуха»

Цели:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого....

Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников «Свойства воздуха» (опытно-экспериментальная деятельность)

Знакомство детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх;  закрепить знания детей о значении воздуха для...