Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Садыгова Антонина Александровна

Задачи:

1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.

2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.     Познакомить со способами распространения семян.

4.     Продолжать учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.

5.     Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_v_park.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 2» г.Ивангорода

Конспект прогулки в парк

«Как растения готовятся к зиме»

(старшая группа)

Воспитатель: Садыгова А.А.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.
  2. Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений.
  3. Познакомить со способами распространения семян.
  4. Продолжать учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
  5. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Модели: способы распространения семян, сезонные изменения окраски листьев.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени; наблюдения на участке за сезонными изменениями в природе; рассматривание плодов и семян; чтение художественной литературы об осени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы пойдём на экскурсию в осенний парк усадьбы Штиглица. Полюбуемся на красоту природы, понаблюдаем, что интересного произошло в парке в октябре. А чтобы вам было интереснее, я приготовила вам задания, которые мы там выполним. Давайте вспомним о правилах поведения на экскурсии, правилах пешехода.

2. Основная часть. (В парке)

А) Чтение стихотворения

-Ребята, посмотрите вокруг, обратите внимание на красоту осеннего парка.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»

                        Лес, точно терем расписной,

                        Лиловый, золотой, багряный,

                        Весёлой, пёстрою стеной

                        Стоит над солнечной поляной.

                        Берёзы жёлтою резьбой

                        Блестят в лазури голубой,

                        Как вышки, ёлочки темнеют,

                        А между клёнами синеют

                        То там, то здесь в листве сквозной

                       Просветы в небо, что оконца….

- С чем сравнивает поэт лес? ( c теремом)

- Какие краски увидел он в лесу? ( лиловый ,золотой…)

- Почему ёлочки «темнеют» на фоне остальных деревьев? (деревья с яркой листвой)

-Докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года. (осенью листва окрашивается в разные краски)

- Ребята, соберите по два листочка с разных кустарников и деревьев для гербария. Назовите их.

- Листву каких деревьев можно назвать золотой ?( берёза, вяз)

- А какую багряной? (рябина, осина)

- На каких деревьях нет разноцветных листьев? (Тополь, сирень)

- На каких деревьях листья светло-коричневые? ( Липа, дуб)

-Скажите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?

Б) Окраска листьев

Ребята, как вы думаете, почему осенью листья меняют свой цвет?

Рассказ воспитателя об изменении цвета листьев

-В листьях летом и осенью есть разноцветные краски. Самый сильный цвет-зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество-хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Посмотрите (показываю модель сезонных изменений цвета листьев). Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных. Обратите внимание, что вы собрали листья с земли. Опадают ли листья летом?

В) Опыт: почему листья опадают

Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт. Попробуйте сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый. Какой лист отрывается легче и почему? ( жёлтый, потому что он сохнет)

А теперь посмотрим через лупу внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Оказывается, что листья - это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веткой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает листья с ветки. Так наступает листопад.

Г) Дидактическая игра «Листопад»

- А теперь представьте себе, что вы - осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листику и определите, с какого он дерева (дети выбирают листочки и рассказывают о них).

- Мы поиграем в игру «Листопад». Вы свободно кружитесь, пока я не скажу, например: «Кленовый лист, лети ко мне!». Те, у кого кленовые листья, должны подбежать ко мне, а по сигналу «Найди своё дерево!», вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш лист (дети играют 3-4 раза)

Д) Способы распространения семян

-Ребята, найдите и соберите плоды и семена деревьев, кустарников и трав. Скажите как они называются ( с помощью педагога)

( дети собирают семена и плоды, рассматривают их, называют: дуб- жёлудь, клён- крылатка, липа- орешек и т.д.; рябина, шиповник, боярышник- ягоды с семенами; ёлка, лиственница- шишки с семенами; у травянистых растений- соцветия с семенами. Рассматривают семена и плоды, определяют, что такое семя, а что такое плод.)

- Зачем растениям плоды? ( для пищи птицам, животным, людям, у многих растений в плодах находятся семена).

- Зачем растениям семена? (чтобы вырастали новые растения)

- Как растение «сажает» свои семена? (варианты ответов)

- У растений есть «садовники», которые помогают сеять семена. (показываю модели способов распространения семян)

Ветер- семена должны быть лёгкие, летучие. Это крылатки (клён, липа, вяз, берёза) и пух (тополь, одуванчик)

Птицы- те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды)

Звери- те семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейник)

Человек- те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе ( репейник, подорожник, череда)

- А теперь, давайте вместе распределим между «садовниками» семена, которые вы собрали.

Е) Осенний букет

- Сейчас вы можете проявить свою фантазию, воображение, для создания красивого осеннего букета, который подарите кому –нибудь из своих близких. Используйте для своего букета не только листья, но и сухую траву, ветки с плодами и т.д.

3. Заключительная часть ( по возвращению в детский сад)

Дети разбирают принесённые с экскурсии листья, плоды на засушку, ставят букеты в вазочки.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?

- Что на экскурсии вам больше всего понравилось? ( лучшему знатоку вручается медаль- золотой кленовый листок)

- Когда ваши листья, семена, плоды засохнут, мы сделаем поделки на тему «Подарки осени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа) на тему: "Город мастеров"

Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них...

Занятие "Как животные готовятся к зиме?" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа расс...

Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание ти...