Главные вкладки

    Открытое занятие по исследовательской деятельности "Волшебница вода"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Бакуняева Юлия Сергеевна

    Закрепить с детьми некоторые свойства воды: отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД «Волшебница вода » по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе  

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно- эстетическая».

    Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

    Задачи: 

    -познакомить со свойствами воды через  экспериментальную   деятельность;

    - развить интерес к творческой деятельности;

    - воспитывать умение действовать в коллективе;

    - учить анализировать, делать умозаключения.

    Программное содержание:

    Закрепить с детьми некоторые свойства воды: отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса.

    Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты своей работы и делать выводы; связанную речь детей умение отвечать на вопросы

    Предварительная работа:

    1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

    2. Проведение экспериментов с водой.

    3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».

    4. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

    Активизировать словарь: ученые, лаборатория, исследования.

    Оборудование и материал: Одноразовая посуда – стаканчики, тарелки, кисточки акварельные по количеству детей, вода, синяя гуашь, ведерко, тряпочка для стола, конверт, магнитная доска, листы бумаги А4 и карандаши.

     Ход занятия.

    Ребенок: «Доброе утро солнцу и птицам.

    Доброе утро приветливым лицам!

    Собрались все детки в круг.

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепче за руки возьмёмся,

    И друг другу улыбнёмся!»

    Дети садятся

    В: - О чем сегодня занятие будет,

     узнаете, отгадав загадку:

    чтоб росли колосья хлеба,

    чтоб варили нам супы,

    чтобы плыли корабли,

    жить нельзя нам без… (воды).

    - Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"

    - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
    - Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
    - Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
    - Для чего нужна вода растениям? (для роста).
    - Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

    Стук в дверь (Почтальон заносит письмо)

    - Кто- то стучится? (вношу письмо). Нам прислали письмо из научной лаборатории  "Вода", где работают ученные, проводят исследования.

    - Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

    - Ученые занимаются наукой. Наука – это познание, добывания информации о мире. Ученые проводят различные исследования, опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

    - Где работают ученые? (в научной лаборатории- это помещение, специально приспособленное для технических и научно-исследовательских опытов )

    А исследование, что это такое?  Это научное изучение какого-либо явления.

      Вот и нас просят ученные в письме, чтобы мы помогли в исследование воды и написали ответ как прошли опыты и что нового мы узнали. Нам доверяют исследования, значит мы - юные ученные и будем проводить опыты с водой.

    В: Прежде чем проводить опыты, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
    Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
    Правило № 2. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать.
    Правило № 3. Быть внимательным и аккуратным
    Запомнили! Молодцы!

    И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить исследования с водой, выясним свойства воды, но для этого мы должны на минутку закрыть глазки и сказать волшебные слова «Ты  влево –вправо повернись и в ученого превратись!».

    Дети открывают свои глаза и говорят свои ощущения.

    Затем дети проходят к столам

    Исследование №1.  Вода не имеет формы

    В: Ребята, как Вы думаете, а есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем исследование с водой

    Посмотрите у Вас на столах стоят стаканчики. Я сейчас буду Вам наливать воду в стаканчики, а Вы потом  перельете свой стаканчик с водой в глубокую, широкую тарелку. Делаем. Что мы видим?

    Изменилась ли форма воды?

    Дети: Да, изменилась.

    В: А что произойдет с водой, если ее вылить на пол?

    Дети: Она растечется.

    В: У нее будет какая-то форма?

    Дети: Нет.

    Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают. Будь то это стакан или ведро, длинная ваза или тарелка.

    Исследование  №2 . Вода не имеет запаха

    В. Следующий наше исследование. Имеет ли вода запах?

    В: Как мы можем узнать об этом?

    Дети: Понюхать (Прием ладошкой)

    В: Пахнет вода?

    Дети: нет.

    В: А если я в каждый Ваш стаканчик добавлю по капельке лимона (добавляю в стакан из пипетки по капельки лимона), теперь чем будет пахнуть вода?

    Дети:  Да,  лимоном.

    В: Какой делаем вывод?  Если в воду ничего не добавлять, то вода …..

    Дети:  не имеет запаха

    В: А если добавить в воду какое-нибудь вещество, то вода сразу приобретёт тот запах, того чего мы с Вами добавили в нее. Верно?

    Вывод: вода не имеет запаха.

    В: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

    Физминутка 

    К речке быстрой мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Аккуратно надо встать,

    Чтоб цветочки не помять.

     Отдохнули? Готовы продолжить исследования?

    Исследование № 3.  Вода не имеет цвета

    В: Следующий наше исследование-это имеет ли вода цвет?

    А давайте проверим. Для этого необходимо взять каждому по акварельной кисточке и опустить ее в стакан с водой. Делаем. Что мы видим?  Видна ли кисточка через стакан с водой?

    Дети: Отвечают, что видна

    В: о чем это говорит, что вода бесцветная и прозрачная

    А если мы возьмем и добавим в воду синюю краску? Что произойдет?

    Давайте поэкспериментируем.  Что мы видим? Вода поменяла цвет? А кисточку видно в этой воде?

    Дети: вода поменяла цвет. Кисточку не видно.

    Вывод : вода бесцветная и прозрачная, если в нее ничего не добавлять.

    В: Ребята, а вот когда Вы пьете воду, она имеет вкус или нет?

    Дети: нет,  бес вкусная

    В: а, если мы в воду положим сахар, какая станет вода

    Дети сладкой

    Вывод : вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим

    И так, мои дорогие ученые, наши опыты с водой  подошли  к концу, но наше  занятие продолжается, пройдемте к нашим следующим столам (на столах лежат листы бумаги и карандаши)

    В: Ребята, напомните мне, кому нужна вода?

    Дети: человеку, насекомым, животным, цветам, рыбам, грибам, деревьям, птицам

       Коллективная работа           https://cf.ppt-online.org/files1/slide/n/NsMmIFnazRE5iBcYGSvqywoCueLbd2gZpKWlQ1U3X7/slide-2.jpg

    В: верно, и я Вам предлагаю нарисовать все то, что Вы перечислили. А потом каждый прикрепит свой рисунок к нашей волшебной водичке к магнитной доске.  

      Заключительная часть.

      Коллективная работа детей размещается в уголке рисунков.

    В: Ребята  Вам   понравилось проводить исследования? О каком веществе мы сегодня говорили? Вы запомнили свойства воды? Какие Вы запомнили? Что вам запомнилось больше всего?  Ответы детей.

    Напишем письмо ученым, что нам понравилось исследовать воду?

    Дети: да, напишем письмо ученым

    Ребята, сегодня вы узнали много нового и полезного о воде.

    Вы большие молодцы!!!

    Всем спасибо за внимание!

    Список используемой литературы:

    1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа- М., 2005.

    2. Иванова А. И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2007.

    3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий» методическое пособие для воспитателей, СПб. : Детство-Пресс, 2011 г.

    4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; М. : Сфера, 2002.

    5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

    Интернет-ресурсы

    1. Интеренет-ресурсы. Щеглова Е. Ю. Волшебница вода/ https://www.google.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытое занятие "Чистый воздух и вода нани главные друзья"

    Програмные задачи:1. Дать детям представление о воде ( прозрачная, хрустальная . ключевая, колодезная ).2.Закрепить знания о видах деревьев и их пользе.3. Познакомить со свойствами воздуха.4. Активиро...

    Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

    Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

    Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

    Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

    Открытое занятие по экологии. «Волшебница – вода.»

    Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. П...

    Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).

    Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....


     

    Комментарии

    Русова Елена Николаевна

    Интересное занятие. Пожалуй я возьму его себе на заметочку. Спасибо вам большое.