конспект открытого занятия опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Попова Ольга Александровна

Такая разная вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл такая разная вода19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно - исследовательская деятельность

 детей

подготовительной группы

тема:

«Такая разная вода»

Подготовила

воспитатель

группы « Солнышко»

Попова О.А

Москва 2015

«Такая разная вода»

Цель: Обобщение представлений о свойствах и формирование познавательного интереса к экспериментированию с водой.  

 Задачи:

Образовательные:

 Уточнить и расширить представления о свойствах воды;

Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства воды;

Совершенствовать умение подержать беседу.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей;

Развивать и расширять представление детей о свойствах, формах и видах воды;

Продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы ;

Развивать умение детей действовать сообща;

Развивать умения участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для собеседников;

Развивать зрительное восприятие,  внимание, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

Воспитывать дружеские взаимоотношения;  

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде.

Оборудование: Одноразовые стаканчики, трубочки (питьевые), молоко, гуашь, кисточки, карточка с рисунком, сахарный песок, соль, подсолнечное масло, мука, лимон, вода, фломастеры, посылка с кроссвордом, рыхлый снег, комок снега, лед на каждого ребенка.

 Оборудование для фокуса: 3 банки воды с закручивающимися крышками.

Ход

Воспитатель. Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся

Воспитатель. Давайте мы с вами сейчас вспомним какой у нас сегодня день.( ответы детей), число, месяц, время года.

Воспитатель. Да правильно сейчас у нас зима.

Воспитатель.  Послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?

Воспитатель. Что вы знаете о снеге? Какой он? (ответы детей; Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)

Воспитатель. Откуда он берётся? (воспитатель выслушивает рассказ одного из детей.)

Воспитатель:  Посмотрите, что это? Правильно это лёд 

Воспитатель: Я предлагаю, взять в руки по одной льдинке и рассказать о нем подробно. Какой лёд, тёплый или холодный, твёрдый или мягкий. А как образовался лёд? Что с ним происходит в руке. Почему?

Воспитатель. А теперь давайте с вами проведем опыт

Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканы с водой, снег, лёд.

Первый стакан - рыхлый снег.

Второй стакан - комок снега.

Третий стакан - кусочек льда.

Воспитатель. Что быстрее растаяло? Во что превратился снег и лед?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Воспитатель. Молодцы  теперь мы знаем, что снег и лед, это всё состояние воды.

Раздается стук в дверь, заносят посылку

Воспитатель. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает кроссворд.)

Ребята что-то я на пойму, что это за таблица?

Ответы детей. Это кроссворд.

Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.

Ребята, давайте мы с вами сейчас разгадаем  кроссворд.

Ответы детей. Давайте.

Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»

Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский
(Водопад)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 1.

Воспитатель. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».

Под крышей висит,
Разломишь – хрустит.
Зимой замерзает,
Слеза не стекает,
Солнце припечёт -
Заплачет, потечёт. (
Сосулька)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 2.

Воспитатель.  Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»

Где я только не пройду,

Везде сырость наведу.

Я грибной, я слепой,

А зимой, совсем чудной.

На полях, желанный гость.

Называют меня. (Дождь)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 3.

Воспитатель.  Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»

Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются.
 (Река)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 4.

Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике.

Давайте все вместе его прочитаем.

Дети читают. Вода.

Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Давайте для начала вспомним, что мы знаем о воде (ответы) если затрудняются –наводящие вопросы. (имеет ли вода вкус, форму, цвет) Где вы её видели?

Воспитатель. Да действительно говорят : вода везде, в луже, море, океане, и в водопроводном кране. А для чего нам нужна вода? (ответы) .чтобы умываться, пить, приготавливать еду и т.д.

Да, без воды нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, без воды нам не прожить. Но если нам без неё не прожить, значит как-то воду надо беречь? (ответ)

А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Давайте с вами проведем еще один опыт. На ваших столах вас ждут различные предметы для исследования воды. Начнем

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: Проведем еще один опыт

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – кусочек лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

А пока все вещества растворяются, мы немножко отдохнем

Физминутка

Для начала мы с тобой
По вращаем головой.
Поворот и оборот,
А потом наоборот.      

(Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!    

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)


Повороты влево – вправо,
Это лёгкая забава.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.

 (Повороты туловища вправо и влево)


Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать
.

 (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.  

(Ходьба на месте.)

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды вкус.

Воспитатель. А теперь небольшой сюрприз я покажу вам фокус с водой

Фокус с водой:

Цветная водица
Для проведения фокусу необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова: 

Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.

Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.



Ты, вода-водица, 
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!

Фокусник встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской

Ребята, человек ни дня не может прожить без воды вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии? (ответы детей).

Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог. Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект Открытого занятия Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе. Тема: «Домашний лимонад»

Конспект Открытого занятияОпытно - экспериментальная деятельность в средней группе.Тема: «Домашний лимонад»Выполнила: воспитатель Инешина В.В.Цель: Совершенствовать знания детей о зна...

Конспект открытого занятия "Опытно-экспериментальня деятельность в средне группе"

quot;Опытно-экспериментальня деятельность в средне группе"...

конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе "В гости к профессору Всезнайкину

Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности через опыты и эксперименты....

Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности....

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Извержение вулкана»

Цель:Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....