Тема: «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»
план-конспект занятия

Гармаева Туяна Дашиевна

Тема: «Волшебная соль»

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности

 в подготовительной группе «Радуга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sol.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

Тема: «Волшебная соль»

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности

 в подготовительной группе «Радуга»

г. Закаменск

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема занятия: «Волшебная соль»

Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью. Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться, действовать в команде.

Обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист, полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая, хрустящая, растворилась.

Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря.

Предварительная работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.

Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые.

Средство обучения: белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью.

13. Предполагаемый результат:

- формирование интеллектуальных впечатлений

- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно

- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.

Ход занятия:

1 часть- вступительная Дети стоят полукругом.

Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Слайд № 1

Воспитатель: - Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нем.

Слайд № 2

Послушайте загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это

Дети: соль

Воспитатель: - Да, ребята, мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи. И будем проводить исследование соли в нашей лаборатории.

Слайд № 3

Давайте вспомним правила проведения опытов.

- Не трогать руками глаза, лицо.

- Соблюдать тишину.

- Не толкать соседа во время проведения опытов.

- Сначала посмотри, а потом повтори.

- Выполнил и положи на место.

- Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать его прямо у тарелочки или пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от тарелочки или сосуда к носу.

Слайд № 4

Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль — мы должны выяснить. Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль

2 часть- основная

Слайд № 5

- Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах?

Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие.

Воспитатель: - Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые.

- Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое.

Дети: оба вещества не имеют запаха.

Воспитатель: -  Значит, так мы тоже не сможем определить соль.

- Что еще можно сделать?

Дети: Попробовать на вкус

Воспитатель: - Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем.

Дети: одно вещество сладкое, другое соленое.

Воспитатель: - Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль?

Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая.

Воспитатель: - Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью.

- А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?

Слайд № 6

Воспитатель: - Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали?

Дети: - Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Воспитатель: - Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово.

Слайд № 7

Воспитатель: - Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода?

Дети:  Соль впитала воду.

Слайд № 8

Воспитатель: - Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: - А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети:  Попробовать на вкус.

Воспитатель: - Какая на вкус стала вода?

Дети: Соленая.

Воспитатель: - Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: - Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: - Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Слайд № 9

Воспитатель: - Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: - А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: - Какой вывод мы сделаем?

Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер.

Физкультминутка:

У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны)

нам не до скуки (погрозить пальцем)

Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере)

чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх)

Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)

и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы)

Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой)

и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу)

Слайд № 10 (2)

Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве.

Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит.

Дети: Лед трещит и трескается, тает.

Воспитатель: - Вспомните, где это можно применить?

Дети: Посыпание дорог во время гололеда.

Вывод: соль растворяет лед.

Слайд № 11

Воспитатель: - А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу.

Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

«Ежик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица стройна,

И на новый год важна (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Воспитатель: - Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста.

(Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку)

Слайд № 12

3 часть- заключительная

- Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью.

Слайд № 13

Задаёт вопросы детям:

-Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали?

Дети: Определили свойства соли.

-По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль?

Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая.

-А какое свойство соли вам больше всего нравится?

Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее. - А какой опыт вы покажете дома родителям?

-Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете 

«Вести Закамны». А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер.

Слайд № 14

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему, ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании.

- А я с вами прощаюсь. До свидания.

Воспитатель: - Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Ознакомление детей со свойствами муки через детское эксперементирование...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...