Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Орлова Наталья Сергеевна

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.                                                                                                Слайд 2

Задачи:

Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: "Извержение вулкана"                                                                                Слайд 1

Составила: воспитатель Орлова Н.С.

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.                                                                                                Слайд 2

Задачи:

Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана.

Материал:

1. Компьютер.

2. Картинки с изображением вулканов.

3. Смесь для изготовления извержения вулкана.

4. Листы бумаги, цветные мелки.

Ход занятия:

1часть.

Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Подойдите ко мне. (Встаём в круг и беремся за руки).

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

А сейчас, ребята, проходите и занимайте свои места. (Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном, полукругом).

Ребята, отгадайте загадки и подумайте, о чем пойдет сегодня речь?       Слайд 3

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Снежная гора

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу! (Вулкан)

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Дети: Ответы детей.

Вос-ль: Правильно, а на что похожа гора?

Дети: На конус, на треугольник.

Вос-ль: А сейчас я вам расскажу о вулкане.                                                                           

Слайд 4

Дети: Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, иногда землетрясением, ливнем. В атмосферу (воздух) выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни, а куски раскаленной лавы выбрасываются на большую высоту - это вулканические бомбы.

  

Слайд 5

Для того, чтобы вы лучше представили происходящее, я предлагаю вам посмотреть видео «Извержения вулкана».

Вос-ль: Что еще вы можете сказать о вулкане, после увиденного?

Слайд 6

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что существует несколько видов вулканов:

Действующие – это вулканы, которые извергаются очень часто.

Потухшие – это вулканы, которые больше не извергаются.

Уснувшие – это вулканы, которые очень-очень долго не извергались, но вдруг начали действовать.

Слайд 7

Вос-ль: А сейчас, я расскажу вам легенду про древнего бога, которого звали Вулкан.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Вос-ль: А хотите узнать, как устроен вулкан?                                                            

Слайд 8

Вос-ль: Земля состоит из несколько слоев. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А в середине земной коры расположено раскаленное ядро Земли, а вокруг него расположена огненно-жидкая масса, которая закипает и давит на земную кору. И, когда трещины в земной коре расширяются, эта раскаленная жидкость – магма устремляется вверх. Излившаяся на поверхность Земли магма называется – лава.

Слайд 9

Вот так лава вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру. До 1000 градусов. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Слайд 10

А когда кусочки лавы застывают, образуется пемза. Пемза – это полезное ископаемое, которое человек использует в качестве шлифовального материала. Наверняка, многие из вас могли видеть пемзу в бане или дома. Ее используют как гигиеническое средство для ухода за кожей ног.

Слайд 11

Итак, ребята, мы узнали, что из вулкана вытекает раскаленная лава, вылетают камни и вулканический пепел.

     Что же такое вулканический пепел?

Слайд 12

Вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Поэтому, если человек или животное вдохнет в себя этот пепел, то он погибнет, так как мельчайшие частицы стекла попадут в легкие.

Слайд 13

Таким образом, извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят огромный ущерб. Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли.

Слайд 14

Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава,

изливаясь, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары и уничтожить всё живое на своём пути.

Слайд 15

Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, приносят ли пользу вулканы?

Дети: Вблизи вулканов очень плодородная почва, так как пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Слайд 16

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что есть специальные ученые, которые занимаются изучением вулканов – это вулканологи.

А как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии? (Правильно, изучают вулканы).

Вулканологи могут узнать когда будет извержение вулкана и предупреждают об этом людей, которые живут вблизи вулкана, чтобы они успели подготовиться к извержению и спастись, покинув город. Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.

Вос-ль: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опыта.

2 часть.

Вос-ль: А сейчас мы с вами превратимся в волшебников и оживим наш вулкан. Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Нам понадобится волшебная жидкость. Заливаем смесь, и посмотрим что получится.

Делаем опыт.

Слайд 17

А сейчас, давайте мы с вами вспомним, что мы сегодня узнали. Для этого вы ответите на мои вопросы.

1. Что такое вулкан?

2. Как образуются вулканы?

3. Какие виды вулканов вы знаете?

4. Почему и для чего изучают вулканы?

На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Юные космонавты».

Цель занятия: формирование элементарных математических представлений. Занятие посвящено Дню Космонавтики....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите воду»!

Конспект  открытого занятия   по   экологии в подготовительной к школе  группе на тему: «Берегите воду»!Цель : Развитие познавательной  активности  ...

Конспект открытого занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе на тему: «Моя безопасность в моих руках».

На земле жизнь светла и прекрасна, Все мы дети природы родной. Но немало явлений опасных Угрожают нам с вами бедой. Перед бедой не теряйся, будь смелым, Подави страх невольный в душе, Чтобы грамотно б...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе через исследовательскую и поисковую деятельность "Путешествие в замок Снежной королевы"

Закрепить знание детей о последовательности дней недели;Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и воспитания однозначных чисел;Совершенствовать знан...

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Школа юных художников»

Цель: поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности.Задачи:-продолжать учить детей выделять основные цвета и составные; смешивать краски для получения новых цветов и их оттенков;-закр...