конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Беляевских Ирина Юрьевна

Учить составлять рассказ о зиме,используя раннее полученные знания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по

Тема: «Зима»

Воспитатель ; Беляевских Ирина Юрьевна

Развитие речи. Тема: «Зима».

Задачи:

Расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Оборудование: картинки с изображениями зимы;  доска; раздаточный материал – схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.

Ход занятия

 Разминка

 Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

  II. Основная часть

Отгадайте загадку и узнаете о чем мы будем говорит

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                  ( Зимой).

Воспитатель:  Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.

Логические игры: (Подбери признак, назови ласково)

 «Подбери признак».

Воспитатель:   Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). 

Игра: «Назови ласково».

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

  Дифференциация слова и предложения.

Воспитатель:   Как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель:   Что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения.  (вывешиваю на доску схему предложения)

 

Воспитатель:  А чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель:  перед вами схема предложения, как думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Одно слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.

Воспитатель: А сейчас придумайте мне по  схеме предложение.

Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.

Воспитатель: Попробуйте  сами составить предложения по вашим схемам по времени  года «Зима».  ( вывешиваю на доску схему предложений)

Физкультминутка «Белые снежинки».

Выполнение движений под музыку

Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.

Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.

Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

 Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.

  1. Работа по содержанию рассказа «Зима».

Воспитатель:  Какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Какие  деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда  медведь залез?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают зимой дети?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и  снегокатах.

Воспитатель: Я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на план на доске.

Составление  детьми рассказа о «Зиме».

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: Отгадали загадку, играли в разные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.

Воспитатель: Все молодцы!  А что вам больше всего было тяжелым или трудным на занятие (составлять предложение по схеме)

Дополнительный материал

  1. Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.

Зимой метель (что делает?) … (метет).

Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).

Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).

Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).

Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).

  1. Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:

Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)

Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)

Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по

Тема: «Зима»

Воспитатель ; Беляевских Ирина Юрьевна

Развитие речи. Тема: «Зима».

Задачи:

Расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Оборудование: картинки с изображениями зимы;  доска; раздаточный материал – схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.

Ход занятия

 Разминка

 Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

  II. Основная часть

Отгадайте загадку и узнаете о чем мы будем говорит

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                  ( Зимой).

Воспитатель:  Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.

Логические игры: (Подбери признак, назови ласково)

 «Подбери признак».

Воспитатель:   Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). 

Игра: «Назови ласково».

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

  Дифференциация слова и предложения.

Воспитатель:   Как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель:   Что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения.  (вывешиваю на доску схему предложения)

 

Воспитатель:  А чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель:  перед вами схема предложения, как думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Одно слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.

Воспитатель: А сейчас придумайте мне по  схеме предложение.

Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.

Воспитатель: Попробуйте  сами составить предложения по вашим схемам по времени  года «Зима».  ( вывешиваю на доску схему предложений)

Физкультминутка «Белые снежинки».

Выполнение движений под музыку

Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.

Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.

Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

 Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.

  1. Работа по содержанию рассказа «Зима».

Воспитатель:  Какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Какие  деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда  медведь залез?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают зимой дети?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и  снегокатах.

Воспитатель: Я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на план на доске.

Составление  детьми рассказа о «Зиме».

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: Отгадали загадку, играли в разные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.

Воспитатель: Все молодцы!  А что вам больше всего было тяжелым или трудным на занятие (составлять предложение по схеме)

Дополнительный материал

  1. Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.

Зимой метель (что делает?) … (метет).

Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).

Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).

Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).

Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).

  1. Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:

Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)

Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)

Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....