Перспективный план по познавательному развитию: ФЦКМ, расширение кругозора
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Перспективный план по познавательному развитию: формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_-_starshaya_gruppa_2019-20_gg.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательному развитию: формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Месяц

Тема

Программное содержание

Литература

Сентябрь

1. День знаний

- Уточнить знания о том, что лето прошло, наступила осень, 1 сентября в школе начался учебный год;

- Дать представление о роли знаний в жизни человека;

- Напомнить о правилах обращения с книгами и поведения в уголке книги;

- Формировать представление: чтобы хорошо учиться в школе, нужно заниматься физкультурой и заботиться о своём здоровье.

Н.С.Голицына – ККТЗ, с.5

2. Лес – наше богатство (ягоды)

- Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах;

- Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

- Учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Конспект

3. Лес – наше богатство (грибы)

- Учить видеть красоту осеннего пейзажа;

- Уточнить и закрепить правила поведения в лесу;

- Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах,

- Уточнить представления об особенностях внешнего вида и роста грибов;

- Познакомить с правилами сбора грибов;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- Обогащать и активизировать словарь детей;

Конспект

4. Хлеб – всему голова

- Формировать у детей бережное отношение к хлебу;

- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

Конспект

5. Безопасность

- Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес;

- Закрепить основные правила безопасности в лесу;

- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения;

- Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Конспект

Октябрь

1. Сад. Фрукты

- Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов;

- Закрепить  у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека;
- Воспитывать любознательность.

Конспект

2. Огород. Овощи.

- Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу);

- Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.

- Уточнить представления о многообразии овощей;

- Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат  обобщения в развернутом речевом суждении;

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Конспект

3. Осень

- Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе;

- Дать представление о труде в природе осенью;

- Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду;

- Упражнять в подборе эпитетов к осенним явлениям природы;

- способствовать формированию эстетических чувств.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.31

4. Лес: деревья, кусты

- Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

- Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

- Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Конспект

5. Моя Родина - Россия

- Закрепить знание названия страны, её природы;

- Дать знание о богатстве России;

- Познакомить с географической картой, расположением на ней России;

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.240

Ноябрь

1. Домашние и дикие животные

-  Расширять знания детей о диких и домашних животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу;

- Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создана у них природа, чтобы они переносили зимние морозы;

- Развивать мыслительную деятельность, речь, память, внимание;

- Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.

Конспект

2. Животные жарких стран

-  Знакомить с названиями животных жарких стран и их детенышами;

- Знакомить с их внешними признаками, строением, чем питаются, повадками;

- Знакомить с климатическими условиями разных материков

- Закрепить словарь по данной теме;

- Воспитывать любознательность.

Конспект

3. День матери

-  Формировать у детей представления о государственном празднике нашей страны – Дне матери;

- Расширять и активизировать словарь прилагательных, закрепить умение отвечать на вопросы;

- Развивать внимание, память, творческие способности детей;

- Воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.

Конспект

4. Животные севера

- Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

- Углублять представление детей о животных крайнего севера;

- Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру;

- Развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

- Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Конспект

Декабрь

1.Зима

- Закреплять обобщенные представления о зиме, как о времени года;

- Продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой;

- Обобщать и систематизировать знания детей о лесе как о сообществе растений, животных, об особенностях их поведения в зимний период;

- Обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы.

Конспект + Н.С.Голицына, ККТЗ, с.177

2. Зимующие птицы

- Дать представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.);

- Учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;

- Формировать понятие «зимующие птицы»;

- Познакомить с условиями жизни;

- Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой;

- Активизировать словарь: насекомоядные, зерноядные, перелетные, зимующие.

Конспект

3. Новый год

-  Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов);

- Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь;

- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, и к народам разных стран, а также формировать у детей положительное и активное отношение к своему здоровью.

Конспект

4. Новый год

- Напомнить обычаи празднования нового года в России и других странах;

- Дать понятие о народной традиции;

Формировать чувство сопричастности к своему народу;

- Закрепить знание правил пожарной безопасности при проведении новогоднего праздника;

- Побуждать использовать полные распространённые предложения в ответах на вопросы и высказываниях.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.200

Январь

1. Эмоции

- Закреплять полученные знания об основных эмоциях;

- Развивать умение понимать свои чувства и чувства других;

- Продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.  

Конспект

2. Человек. Предметы гигиены – «Как мы устроены?»

- Уточнить представления о внешнем облике человека, частях тела, лица;

- Закрепить знание об органах чувств, их роли;

- Формировать представление о строении человека (кости, кожа, кровь, сердце);

- Закрепить представление о своей гендерной принадлежности;

- Формировать представление: в здоровом теле – здоровый дух.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.213

3. Зимние забавы

-  Закрепить знания о зиме;

- Уточнить признаки зимы;

- Учить составлять сюжетный рассказ по картине;

- Развивать словарь, память, внимание, мышление.

Конспект

4. Обувь

-  Расширять знания о разновидностях обуви;

- Поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу;

- Учить детей тактично выслушивать собеседника и дополнять его.

Конспект

Февраль

1. Транспорт (наземный, подземный)

- Закреплять знания детей о наземном транспорте, подземном транспорте;

- Закреплять части транспорта;

- Развивать произвольное внимание, наглядно-образное  и  логическое мышление, общение.

Конспект

2. Транспорт (воздушный, водный)

- Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта;
- Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;
- Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;
- Развивать любознательность, мышление;

- Воспитывать уважение к профессии водителя.

Конспект

3. День Защитников Отечества

- Закрепить знания о родах войск, службе в армии;

- Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как мы чтим их память;

Воспитывать уважение к людям военных профессий;

- Упряжнять в словообразовании (щит – защита – защитники – защищать).

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.281

4.  Посуда

-  Формировать представление о предметах материальной культуры – посуда;

- Умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.

Конспект

Март

1. Наши мамы

- Закрепить знания о труде мамы дома и на работе;

- Воспитывать чувство любви, уважения и заботы к женщинам и девочкам;

- Упражнять в умении подбирать уменьшительно-ласкательную форму слов.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.306

2. Весна

- Закрепить знание о весенних явлениях природы;

- Уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны;

- учить активно участвовать в беседе, задавать вопросы, давать распространённые ответы

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.377

3. Цветы

-  Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы, зацветают цветы);

- Познакомить с первыми весенними цветами;

- Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы;

- Развитие связной речи, творческого воображения;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Конспект

4. Животный мир морей и океанов

- Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде;

- Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела,   строению плавников;

- Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки;

- Активировать и обогащать словарный запас;

- Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно-образное мышление, целостность восприятия;

- Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Конспект

Апрель

1.Перелётные птицы

- Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц;

- Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить существенные различия;

- Познакомить детей с понятием <лететь клином>, <косяком >,< стайкой >

- Рассказать детям, почему улетают птицы на юг. Изучения ученых;

- Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, употреблении глаголов;

- Воспитывать доброе отношение к птицам.

Конспект

2. Космос

- Дать представление о космических полётах, первом космонавте – гражданине России Юрии Гагарине;

- Воспитывать гордость за страну – первооткрывателя космического пространства.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.365

3. Насекомые

- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

- Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

- Развивать зрительную и слуховую память.

- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

- Развивать связную речь.

- Развивать образность речи.

- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Конспект

4. Пресмыкающиеся и земноводные

- Познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными;

- Закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;

- Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;

- Развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха);

- Земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Конспект

Май

1. Я и моя семья

- Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
- Развивать связанную речь детей.
- Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Конспект

2. День Победы

- Закрепить представления о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них;

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Н.С.Голицына, ККТЗ, с.399

3. Одежда

- Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах из которых она сшита;

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме;

- Учить соотносить выбор одежды со временем года;

- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, восприятие, речевой слух, память, тонкую моторику и координацию речи с движением;

- Учить классифицировать одежду;

- Формировать опрятность, аккуратность.

Конспект

4. День города Санкт-Петербурга

- Формировать интерес к своей "малой родине";

- Расширять представления детей о символах родного города;

- Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей;

- Познакомить с именами великих людей Петербурга, их достижениями;

- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

Конспект

5. Здравствуй, лето

- Развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период;

- Развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли;

- Воспитывать культуру поведения в природе в летний период;

- Научить детей выявлять главные особенности каждого летнего месяца;

Конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...