Конспект НОД "Поможем зимующим птицам"
план-конспект занятия по окружающему миру

Комплексное занятие по воспитанию экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy_zimoy.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по воспитанию экологической культуры «Как живут пернатые друзья зимой»

Цель.

  1. Воспитывать интерес к природе .
  2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.
  3. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка.
  4. Учить различать птиц по двум - трем характерным признакам : воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо- черная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо- голубые, кормятся стаей.
  5. Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке ( одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь; другие, схватив корм, улетают вместе с ним; третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки; четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
  6. Учить детей рисовать зимующих птиц: снегирей и синиц, учитывая сходства и различия этих птицразных по форме и по размеру, цвету оперения, используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки по выбору детей.
  7. Направить на самостоятельный поиск способа передачи движения фигурки птицы.
  8. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь и др.). Чтение художественной литературы: В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?», русские народные песенки, потешки. Привлечение логопеда по отработке речевого материала с детьми .

Материалы, оборудование. Картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки, лото «Птичий домик»,  цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки; готовые кормушки, корм  для птиц- семена подсолнечника, сало, белый хлеб, яблоки, две три крышки от картонных коробок разного размера с низкими бортиками, с верёвочками для подвеса: эмблемы птиц на каждого ребёнка.

Ход занятия..

Дети сидят в кругу на стульчиках.

Воспитатель: Ребята , я получила письмо от  попугая, его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и о птицах, которые не улетают на юг. Напишем письмо Кеше, где расскажем о зиме и пригласим его в гости. Ребята , вы сможете отгадать загадку?

Какой это мастер на стекла нанес

И листья и травы, и заросли роз?( Мороз)

Воспитатель: А в какое время бывает мороз? (Кеша не знает, дети помогают ему: Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу).

Воспитатель:А как зимуют наши пернатые друзья- птицы? Чем мы им можем помочь в это трудное время? ( Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.)

(Педагог вывешивает картину с изображением кормушки и расставляет в прорези изображения птиц.)

Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, всё ли правильно? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Ребята , расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц? Что это за птицы? (Перелетные).

Да, на наши кормушки прилетают воробьи, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости – снегири и свиристели.

(Вывешивается картина- городской пейзаж с зимующими птицами).

Воспитатель: В холодные дни птицы ищут себе корм в течении всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи и вместе с городскими летают около жилья.

Давайте с вами поиграем. Игра называется «Найди свою стайку!» Я вам раздам картинки-эмблемы птиц, под музыку птички будут летать, а когда музыка кончится, птички соберутся в свою стайку.(звучит аудиозапись с голосами птиц: синица, воробей, ворона, голубь, соловей). Дети играют 2-3 раза.

Дети садятся на стульчики. После игры воспитатель задаёт вопрос детям : «Голос какой птицы здесь лишний? Кого мы не можем услышать зимой?» (соловей).

Воспитатель: Посмотрите, почтальон принес мне 3 конверта. На них нарисованы птицы : снегирь, сорока, синица. Это игра «Сложи птицу». Нужно правильно подобрать голову, хвост, ноги к птицам. Кто хочет поиграть? (Дети выкладывают на ковре птиц из частей).Играют 2 раза.

Воспитатель: Ребята, помните, во время прогулки мы наблюдали за птицами на кормушке, а сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками.

Воспитатель: Вспомните, как выглядят синички? Маленькие да удаленькие, туловище округлое , голова маленькая и тоже круглая, крылья небольшие, хвост удлиненный, перышки черные с серым, клюв короткий, глаза –черные бусины, грудка желтая. В сильные морозы иногда к нам прилетают редкие гости – снегири. Их легко узнать по красной грудке.

Воспитатель выставляет дидактическую картинку с изображением синичек и снегирей. Показывает способ рисования птиц:

  1. Нарисуем простым карандашом контуры птиц. Птица может сидеть на веточке или кормушке - крылья сложены, а может подлетать к ней- машет крыльями.
  2. Туловище- овал, голова –круг. Рисуем хвост и крылья, на голове- клюв и глаза.
  3. Синица с желтой грудкой, а снегирь-  с красной;
  4. Зимой птицы лакомятся ягодами рябины , поэтому на веточках можно нарисовать гроздь красных ягод.
  5. Если птицы  летят на кормушку, то нарисуйте корм для птиц.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения фигурки птицы: приподнимает крылья и показывает, будто птица летит к кормушке, садится на неё( крылья опускаются) начинает клевать зёрна(опускает голову).

Воспитатель выставляет технологическую карту «Птицы на кормушке». Дети начинают рисовать и переносят свои рисунки на мольберт по мере завершения.Оформляем мини выставку детских работ.

Воспитатель читает стихотворение З.Александровой «Птичья ёлка»:

Прилетают птичьи стаи

На кормушку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

Воспитатель: Ребята, давайте соберем корм для птиц. У меня приготовлены белый и черный хлеб, соленое сало, семечки подсолнечника, яблоки, перловая крупа. Что отнесём птицам и положим в кормушку?( Ответы детей : Черным хлебом и соленым салом птиц кормить нельзя, они могут заболеть. Белый хлеб, крупы, семечки, яблоки , несоленое сало птицам помогут пережить холодные зимние дни).

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня мы рассказали попугаю Кеше? О зиме, о зимующих птицах. Как помочь птицам зимой ? (Ответы детей: птиц надо подкармливать на кормушках). Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и их изучают ученые – орнитологи. А наша задача – помочь птицам в трудное зимнее время, чтобы без песен не пришлось встречать весну. А наши рисунки мы сложим в конверт и отошлём попугаю Кеше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...