Проектная деятельность по экологическому образованию
проект по окружающему миру

Проект разработан для детей среднего и старшего возраста по экологическому образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красночикойский детский сад «Сказка»

Принято   «Утверждаю»

На заседании педагогического совета                                                               заведующий ________Матвеева Н.В.                                

_________протокол № ____________                                                                Приказ №________от ____________

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«МИР ПРИРОДЫ»

Разработала

Воспитатель Агапитова С.А.

Красный Чикой, 2017 – 2020 гг

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети средней, старшей  группы, подготовительной группы,  воспитатели, родители

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь2017 – май 2020гг), групповой

Актуальность проекта:  

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

  Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

  Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

  В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Цель проекта.

  Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

  • формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
  • расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
  • расширять представления детей о лесе и его обитателях;
  • учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
  • формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
  • учить детей отражать полученные знания в  описательных рассказах.

Предполагаемый результат:

  Дети радуются встрече с природой, животными, растениями, эмоционально отзываются на проявления их  жизни и поведения. По собственной инициативе наблюдают за живыми существами. Проявляют любознательность: задают разнообразные поисковые вопросы. Владеют первоначальными обобщенными представлениями о живом. Имеют представление о правилах  поведения в природе, применяют их  в конкретных ситуациях. Помогает всему живому: ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности. Повышается  понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребенка.

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – Исследовательский

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

Формулирование задач и цели проекта;

Опрос детей;

Анкетирование родителей;

2 ЭТАП – Подготовительный

Сбор информации по теме;

Подбор художественной литературы;

Подбор видеофильмов;

Подбор дидактического материала;

Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;

Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей, буклеты;

3 ЭТАП – Практический

Работа с детьми:

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Взаимодействие с родителями

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

- Памятка «Природа и дети».

Содержание проекта

Тематическое планирование в средней группе

Месяц

Тема

Сентябрь

  1. Дары природы
  2. Гуляем по лугу
  3.  Куда исчезают насекомые (беседа)
  4. Осень золотая (обобщающая беседа)

Октябрь

  1. Кому нужна вода (проблемно-этическая беседа)
  2. Как помочь растению (наблюдение)
  3. Деревья и кустарники на участке детского сада (беседа)
  4. Какие разные птицы (сравнительный рассказ)

Ноябрь

  1. Где живут дикие звери (беседа)
  2. Как живут домашние животные (беседа)
  3. Комнатные растения (сравнительный рассказ)
  4. Кто  такая рыбка (наблюдение)

Декабрь

  1. Какие разные деревья (составление сравнительных рассказов)
  2. Птицы (беседа)
  3. Хвойные деревья (беседа)
  4. Почему болят зубы? (беседа о зубах)

Январь

  1. Почему Мишка перепутал черепаху с камнем (видеофильм)
  2. Органы дыхания человека (беседа)

Февраль

  1. Дикие звери зимой
  2. Птичка в клетке (описательный рассказ о попугае)
  3. Путешествие в деревню к бабушке
  4. Зимушка – зима

Март

  1. Весенний букет
  2. У нас в гостях морская свинка
  3. Посещение зоопарка Беседа о диких экзотических животных)
  4. Посадим фасоль

Апрель

  1. Весна в лесу
  2. Птицы весной
  3. Посадим лук
  4. Насекомые

Май

  1. Цветущие деревья
  2. Советы Айболита
  3. Весна – красна

 Старшая группа:

Взаимодействие с родителями в старшей группе

Анкетирование родителей: «Воздух в нашей квартире»

Родительское собрание  - КВН «Тайны природы»

Консультация для родителей «Природа – семья, ребенок»

С детьми:

1 Оформление станции «Лаборатория» на экологической тропе

2 Изготовление экологической газеты для родителей

Тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Тема

Сентябрь

  1. Лес – многоэтажный дом
  2. Водоем и его жители
  3. Насекомые осенью
  4. Декоративные домашние рыбки (видеоматериал)

Октябрь

  1. Человек – часть живой природы
  2. Животные леса осенью
  3. Овощи и фрукты на нашем столе
  4. Растения в нашем уголке природы

Ноябрь

  1. Птицы осенью
  2. Как умываются животные
  3. Жизнь хомяка в природе (видеоматериал)
  4. Осень золотая

Декабрь

  1. Зимующие птицы
  2. Как звери проводят зиму в лесу
  3. Как люди помогают лесным обитателям
  4. Деревья зимой

Январь

  1. Мой любимый цветок
  2. Чем люди отличаются друг от друга

Февраль

  1. Живое – неживое
  2. Глаза – зеркало души
  3. Слух у животных и человека
  4. Прошла зима холодная

Март

  1. Растения  - живые существа
  2. Птицы весной
  3. Рыбки в аквариуме
  4. Как мы чувствуем запахи

Апрель

  1. Домашние животные
  2. Цветущие деревья
  3. Путешествие в зоопарк
  4. Как люди заботятся о своем здоровье весной

Май

  1. Первые цветы на участке
  2. Экскурсия в лес
  3. Экскурсия на пруд (экологическая тропа)
  4. Как человек охраняет природу

Подготовительная группа:

Взаимодействие с родителями в  подготовительной группе

Составление Красной книги Забайкальского края

Родительское собрание «Войди в природу другом»

КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и ее охране»

С детьми:

1 Составление картосхемы экологической тропы

2 Составление паспорта растений  «Точка – Клумба», Точка – «Зеленая аптека», Точка  - «Деревья».

Тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Сентябрь

  1. Планета Земля в опасности (беседа)
  2. Кто живёт в лесу
  3. Комнатные растения
  4. Животные степей и пустынь            

Октябрь

  1. В речном царстве
  2. Насекомые
  3. Как узнать растения
  4. Я –человек

Ноябрь

  1. Птицы осенью
  2. Сон для человека
  3. Чувство животных и человека
  4. Осень золотая (обобщающая беседа

Декабрь

  1. Человек и природа
  2. Как кожа помогает человеку
  3. Как узнать птиц
  4. Красавица ёлка

Январь

  1. Как растёт растение
  2. Жизнь на Крайнем Севере и тундре

Февраль

  1. Экологические  цепочки в лесу
  2. Откуда берутся болезни
  3. О диких зверях и домашних животных
  4. Прошла  зима  холодная

Март

  1. Обобщающая   беседа  Кто  где  живёт  и  почему?
  2. Кому  нужна  вода?
  3. Связь  живой и  неживой   природы
  4. Птицы   прилетели  

   Апрель

  1. Жизнь в степи
  2. Все   нужны на земле
  3. Комнатные   растения  весной
  4. Лес в  жизни  человека

Май

  1. Цветущие   деревья
  2. Жизнь в  воде
  3. Чем   богаты  недра Земли
  4. Весна -  красна

Практические мероприятия:

Чтение художественной литературы:

  1. Л.Толстой. «Как ходят деревья»
  2. В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья»
  3. Г. Скребицкий «Раненые деревья»
  4. А.Пришвин «Иван-чай. Фиалка»
  5. Г. Паустовский «Заботливый цветок»
  6. В. Бианки «Путешествие муравьишки»
  7. Ю. Арагчеев «Сидел в траве кузнечик»
  8. Л. Толстой «Рассказы о животных»
  9. Р. Линт «Животные Росии. Животные гор. Животные морей, океанов. Животные тропического леса»
  10. Г. Снегирев «Звери наших лесов»
  11. Г Снегирев «В пустыне»
  12. Н. Сладков «Белая земля»

Художественно - творческая деятельность:

Аппликация : «Осенний пейзаж», Оригами «Елочка, «Бабочка», «Снегири на ветке», «Мышка», «Осенний ковер», «Рыбки в аквариуме», «Блюдо с фруктами».

Рисование: «Осеннее дерево», «Ветка рябины», «Комнатное растение», оригами «Кактус», «Божья коровка», «Колючий ежик», «Медведь на льдине».

Лепка: «Чудо-дерево», «Цветок в вазе», «Бабочка», «Олешек», «Лиса и кувшин», «Птичий двор», «Сказочная птица», «Собираем урожай овощей».

Опытно – исследовательская деятельность:

Рассматривание коры деревьев через лупу, Тень деревьев в разные части суток, Выращивание растений из семян, Маскировка насекомых, Повадки птиц, Поведение птиц во время кормления, Свойства снега, воды, таяние и замерзание воды, Свойства воздуха, Способы обнаружения воздуха, Свойства песка, Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов.

Итоговые мероприятия: Эстафетная игра «Собери урожай, «Праздник цветов», «Праздник Земли», спортивные досуги.

Используемая литература:

  1. Система экологического воспитания в дошкольный образовательных учреждениях – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  4. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

Проектный метод в экологическом образовании дошкольников Семинар

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культур...

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

Проектная деятельность по экологическому образованию в средней группе на тему: «Мы покормим птиц зимой!»

Проект по экологическому образованию в среднейОбразовательная область: Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художес...

Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность....

Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...