Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.
материал (старшая, подготовительная группа)

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

      Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является экологическое воспитание и образование детей.

 

     Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

 

     Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

 

     Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

 

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

 

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

 

Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Овощи нашего огорода» и т.д., режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.  

В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.

 

Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:

- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

Реализуя проекты с детьми старшего дошкольного возраста, я опиралась на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную. 
     Первым проектом, реализованным с детьми стал проект  «Вода –источник жизни».

Этот проект возник когда дети мыли руки перед приемом пищи. Каждый день мы употребляем воду и не имеем целостного представления о воде, как объекте неживой природы.

    Сначала мы изучали свойства и качества воды. Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски и т.д..

Следующим нашим шагом была подбор литературы. Дети познакомились  разными энциклопедиями. Родители помогли детям найти нужную информацию о воде через интернет.

  В ходе реализации проекта дети наглядно увидели, для чего нужна вода,  узнали о водоемах родного края, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды, проследили процесс превращения сухого семечка в растение и пришли к выводу:

Вода- источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.

В этом учебном году мы работаем над проектом «Наше дерево- рябина».

Цель нашего проекта: Развитие представлений о растительном мире родного края и возможностях использования человеком ягод рябины.

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с экологической нишей ягодных деревьев, растущих в черте города
  2. Развивать умение анализировать, делать выводы.
  3. Формировать представление о значении ягодных деревьев для животного мира.
  4. Развивать экологическую культуру дошкольников
  5. Расширять представления о росте и строении деревьев
  6. Удовлетворить и поддержать исследовательский интерес детей
  7. Развивать представления детей о пользе ягод рябины для человека

На организационном этапе провела беседу с детьми о том, какие деревья и ягодные кусты растут на территории детского сада. А ещё какие ягодные кусты вы знаете? (Калина, шиповник, рябина, боярышник) А где вы их встречали? Что мы о них знаем? Из всех ягодных кустов мы выбрали рябину. Узнали,  что рябина не боится сильных морозов и холодных ветров. Поэтому еѐ очень много в нашем городе. Растѐт это дерево быстро и живѐт больше 100 лет!

Рябину любят и звери, и птицы: свиристели, снегири, синицы и воробьи.

Любят ягоды рябины и медведи. удовольствием едят ягоды и белочки.

А люди употребляют рябину в пищу, потому что они очень полезны для здоровья.

   На территории нашего детского сада не было куста  рябины, поэтому  мы решили и  посадили на своем участке рябину. С детьми рассматривали и изучали листья и плоды рябины, затем сами рисовали, лепили, сделали аппликацию, совместно с родителями сделали поделки с использованием плодов рябины. Читали стихи, рассказы, загадывала загадки о рябине.

 Мы в дальнейшем хотим создать альбом с фотографиями ягодных кустов, оформить дидактические игры «Что лежит в лукошке», «Найди ягодку» и т. д.

А ещё организовать «Рябиновый праздник», чаепитие с пирогом и вареньем из плодов рябины и т.д.

Также в работе с детьми стараюсь  использовать кратковременные простые проекты по тематическим неделям: « Дикие животные», «Домашние животные», «Растения» и т.д.

Я убеждена, что экологически организованная деятельность детей может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность; что экологические знания детей дошкольного возраста будут более эффективными, качественными, повысят социальный опыт воспитанников и их семей, при системном  использовании в их деятельности  метода исследований и вовлечение подрастающего поколения и родителей в проектную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»

Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков  позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...

Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"

laquo;Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии». &la...