Конспект ООД по теме "Обитатели морей и океанов" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект комплексной ООД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы и формированию элементарных экологических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: «Обитатели морей и океанов»

Воспитатель: Юдина Е.А., МБДОУ № 30 «Белочка», г. Пятигорск

Программное содержание:

- расширять представления  детей о морских обитателях, рыбах и других жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.

- обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы  полным предложением; развивать внимание, мелкую моторику рук, творческие способности и воображение;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу.

Материалы и оборудование: глобус, фланелеграф, картинки на липучках (кит, дельфин, рыбы, акула, медуза, краб, осьминог, морская звезда), телевизор, видеозапись «Океанариум», лист ватмана синего цвета оформленного в виде морского дна, тесто для лепки ярких цветов, стеки, салфетки; корзина, предметы для игры «Очистим водоём».

Ход:

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать и узнавать новое? Чтобы выбрать, куда нам сегодня отправиться, посмотрите на глобус. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода).

- Какие водоёмы есть на Земле? (океаны, моря, реки, озёра).

- Какие водоёмы есть в нашем регионе? (ответы).

- О каком водоёме эта загадка:

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна, и горька, и солона…(море).

- Почему вы решили, что это море? (ответы).

- Сейчас зима и некоторые водоёмы скоро замёрзнут и покроются льдом. Я предлагаю отправиться в путешествие по морям и океанам, туда, где сейчас тепло. На чём можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей). Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стулья перед экраном). Нам предстоит увидеть море и узнать о жизни его обитателей. Раз, два, три, корабль к морю приплыви.

- Сейчас будем нырять. Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы, какое приспособление есть для того, чтобы человек мог долго находиться под водой? (Ответы детей).

- Это приспособление называется акваланг. Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. (Имитация надевания акваланга и погружения).

- Море таит в себе много чудес, хотя снаружи нам кажется, что это просто вода. На самом деле, море – это дом для множества живых существ.

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).

Синий кит - самое крупное животное на Земле. Киты похожи на огромных рыб, но это не рыбы, а млекопитающие. Своих детенышей киты кормят молоком. Кит дышит воздухом, как человек, у него есть ноздри, которые расположены на макушке. Кит может глубоко нырять и долго находиться под водой, не дыша. Тело имеет форму капли, чтобы легко скользить в толще воды, вместо ног – ласты. Кит медленно плывёт с открытой пастью, куда вместе с водой заливаются водросли и рыбы. Пищу кит процеживает через специальные пластины – китовый ус, а воду выбрасывает огромным фонтаном. Раньше на синих китов шла активная охота, поэтому их осталось очень мало и сейчас охота на китов запрещена.

- Ребята, смотрите, ещё одно морское животное. (Показ  картинки  дельфина). Да это же. (Дельфин).

Дельфины – самые разумные морские обитатели, друзья человека, часто дельфины спасают тонущих людей. Дельфины – это зубатые киты, они тоже дышат воздухом, выныривая из воды. Долго под водой дельфины быть не могут. Дельфины живут в стаях, всегда помогают друг другу. Тело у них продолговатое, на спине плавник и два плавника по бокам, большой хвост. Пища дельфинов – рыба и мелкие морские животные. Дельфины общаются между собой, издавая посвистывания и пощелкивания, даже могут повторять человеческие звуки, например, смех или плач.

Мы опускаемся  глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее, потому что солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Здесь мы видим много рыб. (Показ картинки рыбы).

Рыбы – животные, обитающие в воде. Большинство рыб живет у поверхности или на средней глубине. Тело рыб покрыто чешуей, есть голова, туловище, хвост и плавники; окраска бывает разнообразной, и серой, и очень яркой. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности. У рыб нет век, окружающая вода очищает их глаза. Рыбы дышат жабрами. Рыбы никогда не перестают плавать, обтекаемая форма тела помогает им быстро передвигаться в воде, плавники и хвост служат для управления движением. Новые рыбы появляются из икринок. Рыбы бывают: растительноядные, которые питаются водорослями, мошками, и хищные рыбы, которые всеядны.

- Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Акула - это хищная рыба, очень прожорлива и способна переварить всё, что проглотит. Акула быстро плавает и имеет много острых зубов, которые расположены в несколько рядов и растут всю жизнь. Каждая акула имеет свой дом — постоянное место, где она живет и охотится. Новорожденные акулята уже имеют длину 1-1,5 метра и полностью готовы к самостоятельной жизни. Акула имеет прекрасное обоняние. Даже в полной темноте ей удается учуять выследить добычу, которая спряталась в грунт или находится далеко от неё. Среди акул есть те, кто может напасть на человека: белая акула, тигровая акула, акула – молот.

Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

Медузы имеют форму зонтика с щупальцами. Величина медузы может быть с монету, а может с зонтик. Они полупрозрачны, потому что состоят из воды. Их окрас может быть белым или разноцветным. Есть медузы, которые светятся, особенно те, которые обитают на большой глубине. Дышат медузы всем телом. Питаются медузы  мелкими морскими животными, добычу захватывают щупальцами. Также на щупальцах находятся глаза медузы.   Все медузы ядовиты, поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Отсюда такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Самая опасная из медуз - морская оса, её яд всегда смертельный.

Теперь спускаемся на самое дно. Смотрите, вот и осьминог!

У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и изменяют свой цвет, чтобы их было трудно увидеть. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Осьминоги – хищники, охотятся по ночам на креветок, крабов и рыб. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Также по дну морей и океанов бегают крабы. Тело краба покрыто твердой оболочкой - панцирем, у него десять ног. Пара самых больших ног — клешни. Плавают эти животные плохо и неохотно. Крабы – хорошие мусорщики. Они поедают останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. У крабов много врагов. На их жизнь покушаются рыбы, осьминоги, морские звезды, поэтому крабы вынуждены прятаться и маскироваться. Люди вылавливают крабов ради вкусного мяса.

Обитает на дне океана и морская звезда. Эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Цвет этих животных чаще всего красный, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный. Сначала может показаться, что морские звёзды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на неё сверху. Питается устрицами, моллюсками и морскими гребешками и своими сородичами.  У морских звезд  мало врагов, так как острые шипы, которые могут быть и ядовитыми, отпугивают хищников. К тому же они при случае стараются зарываться в песок, чтобы не привлекать внимания. Если враг оторвёт у морской звезды луч, то на его месте вырастает новый.

Воспитатель: Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Кто быстрее догадается». Воспитатель называет признаки морского обитателя, тот ребёнок, который быстрее всех правильно его назовёт, получает картинку.

- Это животное ядовито, состоит из воды, дышит всем телом, по форме похоже на зонтик. Глаза находятся на щупальцах. Может светиться в темноте. (Медуза).

- Это животное хорошо различает запахи и звуки. У него острые зубы, которые растут в несколько рядов. Быстро плавает. Может напасть на человека. (Акула).

- Это животное живёт на дне. Охотится ночью. У него мягкое тело, которое может изгибаться во все стороны. У него восемь щупалец. (Осьминог).

- Это животное может глубоко нырять, поднимается на поверхность воды, чтобы дышать воздухом. Он выбрасывает огромный фонтан воды. Это самое крупное животное на Земле (Кит).

- Это животное плавает плохо, очищает морское дно, поедая останки живых организмов, умеет маскироваться. Тело покрыто панцирем, есть десять ног. (Краб).

- Эти животные дышат лёгкими, как человек, умеют переговариваться между собой, могут повторять человеческие звуки. Живут в стаях, помогают друг другу и людям. (Дельфины).

- Эти животные бывают разного цвета. Это хищник, передвигается медленно. Обитает на дне, может зарываться в песок. У него есть острые шипы. Если враг откусит часть тела – оно вырастет заново. (Морская звезда).

- Эти животные всегда плавают. Окраска разного цвета. Тело покрыто чешуёй, есть плавники, хвост. Дышат жабрами. Бывают растительноядные и хищные. (Рыбы).

Воспитатель: А теперь ещё одна интересная игра «Назови правильно»: Дети называют морских обитателей, изображенных на картинках.

Физминутка:

Игра «Море волнуется».

Воспитатель обговаривает с детьми, какими движениями можно изобразить дельфина, акулу, медузу и т.п.

Дети хором произносят:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

фигура ДЕЛЬФИНА* на месте замри!»

После того, как будет сказано слово «замри», игроки должны замереть в определенной позе, изображающей  морского обитателя.

По сигналу «оживи» дети начинают двигаться, изображая загаданное животное.

По сигналу «стоп» игра прекращается.

Не всегда есть возможность нырять в настоящее море, поэтому люди, которым интересно изучать жизнь морских животных, посещают океанариум. (Показ видеофрагмента).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, корабль в детский сад приплыви!

Давайте на память  о нашем путешествии создадим уголок моря в нашей группе. Некоторые обитатели морских глубин уже здесь есть, но всё же макет не очень похож на морское дно – не хватает яркости и красок. Давайте слепим ярких рыбок – попугаев, чтобы украсить подводное царство.

Воспитатель напоминает строение тела рыбы, дети лепят фигурки рыб и размещают их на макете.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый уголок моря у нас получился. Люди очень любят отдыхать на берегу водоёмов и часто оставляют там обёртки от конфет и печенья, упаковки от сока, банки, бутылки и другие предметы (раскладывает на макете). Правильно ли поступают такие люди? Что произошло с водоёмом? Что нужно сделать, чтобы море стало чистым? Как вы будете поступать, посещая на море, озеро, реку, пруд?

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели? Что было самым интересным? (Ответы)

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей» для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект НОД "Загадки Черного моря" для детей подготовительной к школе группы.

Продолжить знакомство детей с обитателями морских глубин. Формировать знания об особенностях приспособления морских обитателей к жизни в соленой воде.Развивать речь детей. умение высказывать и обоснов...

Конспект занятия «Обитатели океанов и морей» (для детей подготовительной к школе группы)

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Знакомить детей с морскими  животными (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог...