Конспект НОД "Загадки Черного моря" для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вараксина Валентина Александровна

Продолжить знакомство детей с обитателями морских глубин. Формировать знания об особенностях приспособления морских обитателей к жизни в соленой воде.Развивать речь детей. умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к приобретению новых знаний. Формировать знания и представления об экологии Черного моря. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zagadki_chernogo_morya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Загадки Черного моря»

(подготовительная группа)

Цель:

Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря, его обитателях. Развитие познавательной и поисковой деятельности дошкольников. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная:

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Предварительная работа: знакомство детей с жизнью в море, с морскими обитателями: НОД «Морские обитатели», «Сравнительное наблюдение за рыбами»; просмотр видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир»,

Ход занятия:

 Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас сегодня. Давайте поздороваемся и подарим гостям наши улыбки. Пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетала чайка и оставила посылку с загадкой. Давайте отгадаем, что в посылке? (в посылке глобус)

Загадка «На ноге стоит одной, кружит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны». Что же это такое? 

Дети: — Это глобус. Что такое глобус?  

Дети: Глобус – это макет нашей планеты Земля.

Воспитатель: Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

 Дети: Она круглая, похожа на шар.

Воспитатель: Молодцы ребята, планета Земля очень большая! Сколько разных стран. На глобусе есть наша огромная страна, которую мы все любим. А как называется наша страна? 

Дети: Россия.

Воспитатель: а кто мы с вами? Жители России 

Дети: Россияне.                         

Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина. Ребята, подумайте и скажите, что означает слово «Родина?»

Дети: Родина – место, где родились, в котором живёшь, где живут твои родители; страна, где жили наши бабушки и дедушки и где живём мы.  

Воспитатель: Ваша малая Родина — это город, в котором вы родились, и где вы живете? Вы знаете, как называется наш город?

Дети: Севастополь.  

Воспитатель: посмотрите, глобус весь разноцветный. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?    

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

 Воспитатель: - какой можно сделать вывод ребята?

 Дети: что на земле больше воды, чем суши. 

Воспитатель: да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
 Воспитатель: Россию омывает 13 морей, но самое любимое море у нас с вами – это наше море.                                                                                                      Воспитатель: как называется наше море? 

Дети: Черное

Воспитатель: правильно, мы с вами живем на берегу Черного моря. 

Воспитатель: а вы знаете, почему наше море называют «Черным»? Во время шторма вода в море становиться черной.   Еще одно значение происхождения названия основано на характерной особенности нашего Черного моря «чернить» на глубине якоря и другие предметы. Это происходит из-за воздействия глубинного сероводорода. Кстати, из Космоса видно, что море очень темное, практически черное. 

 Воспитатель: все вы много раз бывали на берегу моря.

 Каким бывает наше море?

Дети: тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее… Доброе, теплое, ласковое, синее, страшное и т.д.  Синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное.

Воспитатель: почему же море выглядит таким разным?

Воспитатель: верно, цвет морской воды зависит от освещения, от погоды. Каким бывает море в ясные дни?

Дети: синим, голубым, зеленым, изумрудным.

Воспитатель: ещё цвет морской воды зависит от того, какой берег и дно – песчаные или скалистые.   Около скал вода необыкновенно прозрачна и имеет удивительный сине-голубой цвет, а в местах, где дно песчаное вода может выглядеть желтой. Если на дне много водорослей, то кажется, что вода зеленая.

Воспитатель: ну а, во время шторма вы уже знаете, какого она цвета…

Следовательно, можно сказать, что наше море очень разнообразное, красивое и большое.

Стихотворение.

«Вот оно море Черное,

Смотри какое просторное!

 Его не обнять руками

Его не измерить шагами

Оно, как чаша большая,

 Но без конца и без края.

В море вода соленая

То черная, то зеленая

Синяя или красная

При разной погоде разная.» 

Воспитатель: так и хочется побывать там. Хотите увидеть подводный мир Черного моря?

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в морское путешествие (Звучит аудиозапись «Звуки моря»).

  Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины. 

Воспитатель: - Ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие, настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром Черного моря. 

Воспитатель: спускаться в глубины моря мы будем на батискафе. (показ картинки батискафа) 

Батискаф — это специальный аппарат для путешествия под водой.

Это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Воспитатель: начинаем погружение (звучит музыка погружения)

Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно.

А кого же мы можем встретить?

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир                                  

«Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)                                                    Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)                                                          Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)                                                               Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)                                   Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)                          А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

 А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)                                                                                                   Гостей встречает осьминог.                                                                                         (Показ Картины «Морские обитатели») 

Воспитатель: Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно.

Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.

Воспитатель: сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. А вот кто—то мимо нас проплывает. Отгадаем кто это?  

Загадка.                                                                                                                         Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины, 
Дети, кто это? (дельфины)   

   (Прослушивание аудиозаписи «Звуки дельфинов».).                                                                                                                       Воспитатель: (Показ картинки дельфина) Что вы знаете о дельфинах?

(Рассказ о дельфине по плану:)
1. Как общаются дельфины? (с помощью звуков и жестов, некоторые звуки люди расшифровали: громкий визг – сильная боль, тявканье – ожидание пищи, хлопанье челюстями – угроза)
2. Чем дышат дельфины? (воздухом через дыхало)
3. Какие угрозы существуют для дельфинов? (акулы, касатки, рыболовецкие сети, винты кораблей, загрязнение морей и океанов)
4. Дельфины — это рыбы? (нет, дельфины – млекопитающие)

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …

  Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали?

Дети: - Дельфины-жонглеры, певцы, акробаты

Дельфины – смышленые очень ребята.

Дельфины считают, дельфины читают.

И даже детишек на спинах катают.

  Воспитатель: Дельфин приплыл не один, их целая стая.

Воспитатель: Дельфин предлагает нам поиграть.

ИГРА «Пересчитаем 1, 2, 5.»                                                                                Один дельфин, два дельфина, пять дельфинов                                                                             Один краб, два краба, пять крабов.                                                                                             Один осьминог, два осьминога, пять осьминогов                                                                       Один морской конек, два морских конька, пять морских коньков. 

Воспитатель: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо? 

Воспитатель:                                                                                                             Гриб прозрачный в море есть,                                                                                   Только нам его не съесть.                                                                                          Очень сильно обожжет, если к нам он подплывет…

(показ картинки «Медуза») 

Воспитатель: Какая она? На что похожа?

(Рассказ о медузе)

Воспитатель: значит делаем вывод: если вы повстречали в море медузу, что можно делать, а чего не стоит? 

Дети: наблюдать, любоваться, но не трогать.  

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Как много рыб плавает вокруг нас.

 Каких животных называют рыбами? (Показ рыб Черного моря)

 Воспитатель: вот это бычок, хамса, сельдь, ставрида. В нашем море водится много рыбы. Это – кефаль, ставрида, барабулька, окунь, камбала, лиса, сельдь и другие.

 Воспитатель: что человек делает с этой рыбой? (ответы детей).                                      Воспитатель: правильно, ребята. Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делают консервы. 

Воспитатель: где может жить рыба?
Дети: в аквариуме, в море, в реке.
Воспитатель: Как называются рыбы, живущие в море?  в реке..., в аквариуме...

Воспитатель: чем они похожи между собой?

  Дети: у всех рыб есть голова, у всех рыб есть хвост, у всех рыб есть туловище, у всех рыб есть плавники, у всех рыб есть глаза туловище покрыто чешуей.  

Воспитатель: а зачем нужен рыбе хвост, плавники?

Воспитатель: вот какие удивительные обитатели живут в Черном море. Давайте мы с вами превратимся в рыбок и порезвимся в морских волнах.

ФИЗМИНУТКА «А рыбы в море плавают вот так…»

 Воспитатель: что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?                                                                                                                                 Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. 

Воспитатель: ой, кто же это плывёт?  

Загадка

 Глазастая, зубастая,

Хвостом виляет,

В океане промышляет

Дети: Акула.

Воспитатель: Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). 

Эта рыба – хищник злой.

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав, зевнула

И ушла на дно … (акула) 

Воспитатель: конечно же, это акула. Посмотрите, что мы можем сказать про акулу? Какая она? (

Дети: Акула зубастая, акула злая, акула большая, акула хищная, акула опасная. 

Воспитатель: Кто вспомнит, как называется наша черноморская акула?

Дети: Катран.

Воспитатель: почему акула катран должна всегда находиться в движении?

Дети: у многих рыб есть плавательный пузырь. Он наполнен воздухом и держит рыбу в воде. А у катрана такого плавательного пузыря нет. Акулы тяжелее воды и, поэтому, им нужно все время двигаться и не останавливаться ни на минутку. Пока акула плывет или хотя бы шевелит хвостом, она держится в воде. Ну а если вздумает неподвижно замереть на месте — тут же утонет. Дышат акулы под водой благодаря жабрам.

Воспитатель: Катран - черноморская акула, но она не опасна для людейОна боится людей и редко подходит к берегу.    Как у катрана появляются детки?
Дети: Катран не мечет икру, как другие рыбы. У них рождаются акулята.               И сразу же приступают к поиску пищи.

Воспитатель: Посмотрите. От акулы попрятались и уплыли все морские жители. Только что были – и вот уже их нет:

Игра «Продолжи»

Были сельди – нет кого? (сельдей)

Были кальмары –нет …(Кальмаров)

Были медузы – нет …(Медуз)

Были окуни – нет …(Окуней)

Были креветки –нет …(Креветок)

Были скаты – нет …(Скатов)

Были крабы – нет …(Крабов)

Воспитатель: А навстречу нам уже показалось удивительное существо. Кто же это отгадайте?

 Обхватив хвостом травинку

  Не за край, за серединку,

  За коралловый пенек

  Хочет сесть в воде конек,

  Но не получается-

  Все в воде качается?  

Дети: Морской конек.

Воспитатель: кто – то притаился меж камней? 

Вы знакомы с Морячком -
Ходит странно он бочком.
Пятернёй своей не слаб
Морячок - спешащий (Краб.)

Воспитатель: правильно ребята, это краб. 

По камням и глыбам старым

Бродят крабы - санитары.

Есть всегда у крабов силы

Уничтожить всё, что сгнило.

Это их святое дело-

Убирать всё, что истлело.

Нет в морях Земного шара

Лучше краба - санитара.

Почему крабов называют санитарами Черного моря? (ответы детей)

Воспитатель: спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? - А как могут выглядеть обитатели глубины? А вот и они. (Показ ската, камбалы). –

Воспитатель: В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных морские глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воздуху.

Воспитатель: «Злая морская буря разбила на кусочки карточки с изображением морских животных, помогите сложить их воедино». Поможем? (Да.)

Дидактическая игра «Собери рыбку».

(Звучит музыка (звук поднятия)

Воспитатель: Велико значение Черного моря, но мы с вами не должны забывать, что Черное море нуждается в защите от неправильных действий человека, которые могут сильно навредить морю. Как вы думаете, что нельзя делать? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы все правильно назвали, нельзя вылавливать редких рыб, загрязнять море и береговую полосу.

Не вылавливать крабов, медуз, мидий, водорослей. Не бросать в него мусор, не ловить крабов и других обитателей, очищающих морскую воду. 

Надо просто любить наше Чёрное море — самое синее в мире!

 Воспитатель: А теперь, ребята, пора возвращаться в наш любимый детский сад. «Море наше изменилось и в группу превратилось.»

Воспитатель: а вам хотелось бы в группе иметь уголок моря? Так давайте его создадим.   Молодцы, вы светитесь от счастья.

Воспитатель: что ж, мои друзья! Мы с вами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад.  

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей).

Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Нам с вами предстоит совершить немало увлекательных путешествий.

Где вы сегодня путешествовали? С кем из морских обитателей встречались?  

Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Что ты узнал нового?

(Крик дельфина – принес посылку на память о путешествии с морскими камешками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы

Задачи:- Учить детей определять растения, требующие ухода, делать вывод о недостатке   каких –  либо условий, находить способ оздоровления.-  Закрепить и обогатить знани...

"По Волге широкой" конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группе

      Программное содержание:углубить знания детей о родной республике, многонационального Поволжья, её промышленностью, достопримечательностями, бытом.Воспитательные задачи:воспитывать интерес к жизн...

Конспект физкультурного развлечения для детей подготовительной к школе группы: "Путешествие в страну Здоровья"

Формировать понятия о здоровом образе жизни, о правильном питании, знятиях физической культурой....

Конспект физкультурного развлечения для детей подготовительной к школе группы: "Путешествие в страну Здоровья"

Формировать у детей желание заниматься физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни...

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...