Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Челнокова Галина Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема «Знакомство с часами»

Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Как мы весело живём.

Дружно песенки поём.

Можем весело смеяться.

Пошутить, побаловаться,

И поспорить иногда.

Ну, а драться - никогда!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Воспитатель:  Сегодня мы с вами поговорим о времени, точнее о предмете, который определяет время.

Загадка про часы

Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

                                      (Часы)

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, может ли современный человек прожить без часов? Почему?

Дети:  Люди не зная времени, будут опаздывать на работу, в школу. Не включат вовремя телевизор для просмотра своей любимой передачи. Опоздают на автобус, на поезд, самолет. Не узнают, открыт ли магазин, аптека.

Воспитатель:  А ведь современные часы, как и  многие другие предметы, не всегда выглядели так, как мы их привыкли видеть. Хотите сейчас отправиться в далекое прошлое и узнать, историю их появления? Тогда  садитесь поудобнее и слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. (Показ иллюстрации солнечных часов)  Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали.  Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

Воспитатель:  Очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап, кап.  Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды и стал наблюдать, как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор. Пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели  водяные часы. (Показ иллюстрации водяных часов) Слышали ли вы когда -  нибудь такое выражение «Ваше время истекло» Как вы думаете, что оно может означать? Действительно, это выражение говорит о том, что время, которое было дано человеку, для выполнения чего либо: задания, разговора, упражнения и т.д.,  уже закончилось.   Но … прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека.

Чем они были не удобны? 

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель:  С тех пор прошло немало лет. Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).  Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри их песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в  нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени 1, 3, 5 или 10 минут. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры,  но узнать который час по ним нельзя.

Воспитатель:  Как вы думаете, минута, это большой отрезок времени или маленький? А 3 минуты? У нас в группе есть песочные часы, песок из которых, перетекает из одной части в другую, за 3 минуты.  Давайте проверим, кто из вас сможет за это время успеть раскрасить часы. Но условие - раскрасить аккуратно, красиво.

Дети выполняют задание.

Проверка результата.

Как вы думаете, песочными часами  всегда удобно пользоваться?

 

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

 

Воспитатель:  Когда то люди пользовались вместо часов даже свечкой, на которую были нанесены деления.  (показ огненных часов).  Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.  Как вы думаете, чем неудобны эти часы?

Дети: Свечки быстро сгорали, их требовалось очень много.

Воспитатель:  Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, огненные – были не очень удобными. Время бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда,  часы были очень большие.  Они  были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети:  Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель:  Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.

Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики.  Не путайте с часовым. Часовой – это военный человек, который стоит на своем посту определенное количество времени. А часовщики  стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был великий  русский  мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.  (показ портрета)

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку – творцу, изобретателю.

Воспитатель:  А теперь самое время отдохнуть

Физминутка «Тик – Так»

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так: Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем.

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

Отдохнули мы чудесно,

И теперь пора на место.

Рефлексия

Воспитатель: 

-Понравилось ли вам сегодня наше занятие?

-Что нового вы узнали?

-Чем понравилось заниматься больше всего?

-Все ли удалось выполнить правильно?

-С выполнением,  какого задания возникли трудности?

-Как это можно исправить?

На этом  наше знакомство с часами не закончилось, и на следующем занятии мы продолжим учиться узнавать более точное время.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию (ФЭМП).

Разработка занятия по математике с использованием здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий....

КОНСПЕКТ ООД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Семья – начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы

конспект ООД для детей подготовительной группы по теме: "Семья начало всех начал" , которое прошло в рамках проектной деятельности...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Давайте дружить".

Развивать у детей коммуникативные качества, логическое мышление. Формировать умение понимать вопросы и отвечать на них....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений). Тема: «Поможем Элли вернуться домой». (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений "Поможем Элли  вернуться домой"...