Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Север - царство льда и снега» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.
Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;
воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.
Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).
Предварительная работа:
Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;
Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;
Просмотр мультфильмов «Умка»; Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»; Посещение виртуального зоопарка.
Ход занятия: (дети стоят у экрана)
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо. Интересно откуда оно и кто его написал? Вы хотите узнать? Тогда давайте откроем его и прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо от девочки Жени детям подготовительной группы детского сада «Радуга».
Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам девочка Женя. Благодаря волшебному цветочку Цветику - семицветику, я побывала на Северном полюсе. Я увидела там много интересного и советую вам побывать в этом удивительном крае, полюбоваться его пейзажами, познакомиться с его обитателями? Желаю вам увидеть всю красоту северной природы. Счастливого вам пути!
Воспитатель. Ребята, а вы хотите побывать на Северном полюсе?
Дети. Да!
Воспитатель. А как же мы туда отправимся, если не знаем, где он находится? Как можно узнать, где находится Северный полюс?
Дети. Посмотреть на карте, посмотреть на глобус.
Воспитатель. Молодцы! Совершенно верно, можно посмотреть на карте и на глобусе. Давайте подойдем к глобусу и рассмотрим его.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на глобус, в какие цвета он окрашен?
Дети. Синий – это реки, моря, океаны; зеленый – леса, луга, коричневый – горы.
Воспитатель. Ребята, а вот мне интересно, что же обозначено белым цветом на глобусе?
Дети. Это Северный полюс.
Воспитатель. Правильно, Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли, называются Арктикой.
Воспитатель. Так почему же Северный полюс обозначен белым цветом, как вы думаете?
Дети. Потому что там кругом снег и льды, а еще там холодно.
Воспитатель. Молодцы! Арктика – это белоснежное царство снега, холода и льда. Хотите побывать на Севере, как Женя?
- Приготовились: Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире.
Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.
(Садятся на стулья около проектора)
Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей)
А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга.
Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.
- Как вы думаете, живут ли люди на крайнем Севере? (Ответы детей)
- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают? (ответы детей). Из шкуры оленей и из деревянных веток. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
- Ребята, как вы думаете, какие животные обитают в Арктике?
- Правильно. Немногие виды животных обитают на Севере. И сегодня мы вместе с вами вспомним и познакомимся поближе с животными Севера.
Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Питаются тюленями.
Воспитатель. Ребята, я вижу белого медведя. Какой он большущий! Смотрите, Он нырнул в ледяную воду, у меня даже мурашки побежали.
– Ребята, а он не простудиться, как вы думаете?
Дети. Думаем, что нет, не простудится.
Воспитатель. Мне интересно, почему на морозе вода застывает, а вот шкура медведя после купания не застывает? А вам, хочется узнать, в чем же секрет? (Ответы детей.)
Воспитатель. Мы сейчас проведем эксперимент, и вы все поймете.
(Прошу всех переместиться за столы)
Воспитатель. Для этого нам понадобится вода и детский крем, я их уже приготовила. (Тазы с водой, детский крем и салфетки).
Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?
Дети. Рука стала мокрой.
Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?
Дети. Рука покроется льдом.
Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Расскажите.
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать? Подумайте.
Дети. Шкура медведя смазана жиром.
Физминутка «Кто на Севере живёт?» | |
По ледяной пустыне Медведица идет, За нею медвежата торопятся вперед. | Медленно идут по кругу, имитируя движения животного.
Шаг становится быстрее |
Трещит мороз жестокий, | Руками обнимают себя. |
Повсюду снег и лед. | Повороты из стороны в сторону. |
По полынье холодной За нерпой морж плывет. | Плавательные движения руками. |
Бегут, спешат олени, Им виден путь едва. | Бег на месте с подниманием колен . |
Над ними тихо кружит Полярная сова. | Поворот вокруг себя с поднятыми руками. |
(Садимся за столы)
Еще один обитатель Крайнего Севера - это Северный олень. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?
- Чтобы выяснить это, проведем опыт.
У вас на столе кусочек пластилина, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?
- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок пластилина не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.
Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до мха, который они очень любят кушать. Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по Северу, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде.
На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.
Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.
Игра «Белый на белом написал, где бегал.»
Вам надо догадаться, какие следы оставили животные на снегу?
Давайте поможем животным.
(Вызвать несколько человек)
- Молодцы!
Воспитатель: - Давайте обобщим наши знания, и так, что же помогает выжить животным в Арктике?
• Толстый слой жира.
• Густая тёплая шерсть.
• Широкие лапы.
• Окраска меха.
- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось? Что привело к затруднению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_s_detmi.docx | 28.43 КБ |
prezentatsiya_meropriyatie_s_detmi.pptx | 779.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию «Север - царство льда и снега»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.
Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;
воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.
Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).
Предварительная работа:
Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;
Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;
Просмотр мультфильмов «Умка»; Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»; Посещение виртуального зоопарка.
Ход занятия: (дети стоят у экрана)
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо. Интересно откуда оно и кто его написал? Вы хотите узнать? Тогда давайте откроем его и прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо от девочки Жени детям подготовительной группы детского сада «Радуга».
Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам девочка Женя. Благодаря волшебному цветочку Цветику - семицветику, я побывала на Северном полюсе. Я увидела там много интересного и советую вам побывать в этом удивительном крае, полюбоваться его пейзажами, познакомиться с его обитателями? Желаю вам увидеть всю красоту северной природы. Счастливого вам пути!
Воспитатель. Ребята, а вы хотите побывать на Северном полюсе?
Дети. Да!
Воспитатель. А как же мы туда отправимся, если не знаем, где он находится? Как можно узнать, где находится Северный полюс?
Дети. Посмотреть на карте, посмотреть на глобус.
Воспитатель. Молодцы! Совершенно верно, можно посмотреть на карте и на глобусе. Давайте подойдем к глобусу и рассмотрим его.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на глобус, в какие цвета он окрашен?
Дети. Синий – это реки, моря, океаны; зеленый – леса, луга, коричневый – горы.
Воспитатель. Ребята, а вот мне интересно, что же обозначено белым цветом на глобусе?
Дети. Это Северный полюс.
Воспитатель. Правильно, Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли, называются Арктикой.
Воспитатель. Так почему же Северный полюс обозначен белым цветом, как вы думаете?
Дети. Потому что там кругом снег и льды, а еще там холодно.
Воспитатель. Молодцы! Арктика – это белоснежное царство снега, холода и льда. Хотите побывать на Севере, как Женя?
- Приготовились: Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире.
Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.
(Садятся на стулья около проектора)
Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей)
А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга.
Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.
- Как вы думаете, живут ли люди на крайнем Севере? (Ответы детей)
- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают? (ответы детей). Из шкуры оленей и из деревянных веток. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
- Ребята, как вы думаете, какие животные обитают в Арктике?
- Правильно. Немногие виды животных обитают на Севере. И сегодня мы вместе с вами вспомним и познакомимся поближе с животными Севера.
Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Питаются тюленями.
Воспитатель. Ребята, я вижу белого медведя. Какой он большущий! Смотрите, Он нырнул в ледяную воду, у меня даже мурашки побежали.
– Ребята, а он не простудиться, как вы думаете?
Дети. Думаем, что нет, не простудится.
Воспитатель. Мне интересно, почему на морозе вода застывает, а вот шкура медведя после купания не застывает? А вам, хочется узнать, в чем же секрет? (Ответы детей.)
Воспитатель. Мы сейчас проведем эксперимент, и вы все поймете.
(Прошу всех переместиться за столы)
Воспитатель. Для этого нам понадобится вода и детский крем, я их уже приготовила. (Тазы с водой, детский крем и салфетки).
Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?
Дети. Рука стала мокрой.
Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?
Дети. Рука покроется льдом.
Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Расскажите.
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать? Подумайте.
Дети. Шкура медведя смазана жиром.
Физминутка «Кто на Севере живёт?» | |
По ледяной пустыне Медведица идет, За нею медвежата торопятся вперед. | Медленно идут по кругу, имитируя движения животного. Шаг становится быстрее |
Трещит мороз жестокий, | Руками обнимают себя. |
Повсюду снег и лед. | Повороты из стороны в сторону. |
По полынье холодной За нерпой морж плывет. | Плавательные движения руками. |
Бегут, спешат олени, Им виден путь едва. | Бег на месте с подниманием колен . |
Над ними тихо кружит Полярная сова. | Поворот вокруг себя с поднятыми руками. |
(Садимся за столы)
Еще один обитатель Крайнего Севера - это Северный олень. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?
- Чтобы выяснить это, проведем опыт.
У вас на столе кусочек пластилина, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?
- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок пластилина не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.
Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до мха, который они очень любят кушать. Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по Северу, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде.
На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.
Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.
Игра «Белый на белом написал, где бегал.»
Вам надо догадаться, какие следы оставили животные на снегу?
Давайте поможем животным.
(Вызвать несколько человек)
- Молодцы!
Воспитатель: - Давайте обобщим наши знания, и так, что же помогает выжить животным в Арктике?
• Толстый слой жира.
• Густая тёплая шерсть.
• Широкие лапы.
• Окраска меха.
- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось? Что привело к затруднению?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам девочка Женя. Благодаря волшебному цветочку Цветику - семицветику , я побывала на Северном полюсе. Я увидела там много интересного и советую вам побывать в этом удивительном крае, полюбоваться его пейзажами, познакомиться с его обитателями? Желаю вам увидеть всю красоту северной природы. Счастливого вам пути!
Игра «Белый на белом написал, где бегал»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации из бумаги "Мы ходили в зоопарк" с детьми подготовительной к школе группы.
Сценарий интегрированной организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, аппликация из бумаги с использованием презентации....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в лес» для детей группы раннего возраста.
В ходе занятия дети закрепляют правила поведения в лесу. ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей подготовительной к школе группы
Формирование представлений детей о России, как самой большой и богатой стране мира....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Мы за безопасность» для детей подготовительной группы
Цель: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.Задачи:Образовательные:1.Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице.2.Зак...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и рисованию «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА» для детей подготовительного к школе возраста.
Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Наша Родина – Россия» для детей подготовительной группы
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подразумевает деятельность, направленную...
Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы здоровье бережём, в чистом городе живем»
Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора и познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....