Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Эколого-исследовательский проект

с детьми старшего дошкольного возраста

 

«От желудя к деревцу»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок»

городского округа Спасск-Дальний Приморского края.

Эколого-исследовательский проект

с детьми старшего дошкольного возраста

«От желудя к деревцу»

ветка дуба... - Anatoley Lunov

Организаторы проекта:

воспитатели:  Лазюк Ирина Николаевна

Ефименко Валентина Александровна

г.о. Спасск - Дальний

2018 г.

Содержание

№ п/п

Оглавление

№ страницы

1

Технологическая карта проекта

3

2

Аннотация проекта

5

3

Актуальность и социально- экономическая значимость

5

4

Анализ ситуации

5

5

Гипотеза

5

6

Цель и задачи проекта

5

7

Ожидаемый результат

6

8

Вид проекта. Участники проекта

6

9

Методы и приёмы. Приемы мотивации.

6

10

Условия реализации

6

11

Материалы и оборудование. Ресурсное обеспечение проекта.

6

12

Программа выполнения проекта.

7

13

Результат проекта.

8

14

Приложение №1

9

15

Приложение №2

11

16

Приложение №3

12

17

Приложение №4

15

18

Приложение №5

17

19

Приложение №6

19

20

Приложение №7

20

21

Приложение №8

24

22

Приложение №9

28

23

Приложение №10

36

24

Приложение №11

41

25

Приложение №12

43

26

Приложение №13

44

27

Приложение №14 «Презентация «Дуб – великан»

28

Приложение №15 «Презентация проекта «От желудя к деревцу»

29

Список литературы

45


Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

«От желудя к деревцу»

Образовательная область «Познание», интеграция всех образовательных областей.

Тип

Эколого-исследовательский, групповой.

Участники

Руководители проекта: И.Н. Лазюк, В.А. Ефименко.

Участники: воспитатели старшей группы  И.Н. Лазюк, В.А. Ефименко; дети и родители старшей группы.

Масштаб

Долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.).

Основания для разработки.

Исследования выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми во время  экскурсии, нами было сделано предположение, можно ли вырастить саженец дуба из желудя в домашних условиях.

Цель

Формирование у детей исследовательских способностей в процессе выращивания саженца дуба из желудя, взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи

1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

2. Развить у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

3. Развить способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба.

5. Воспитать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, привить любовь к деревьям.

6. Вовлечь родителей в роли помощников и консультантов

Стратегия  и механизмы реализации

1-й этап

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Целевая прогулка в дубраву

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, сбор информации и иллюстраций о дубе.

- Беседа с детьми

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями.

2-й этап

- Дидактические и настольные игры

- Игровые задания

- Разучивание стихотворения

- Пословицы и поговорки о дубе.

- Составление рассказов о дубе с помощью иллюстраций.

- Просмотр презентации «Дуб – великан»

- НОД

- Цикл наблюдений за прорастанием ростка дуба.

- Исследовательская деятельность

- Просмотр развивающего видео для детей

- Посадка желудей дуба  в детском саду.

- Пересадка укоренившихся ростков в кашпо.

- Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Дуб».

- Рисование и раскрашивание листьев и деревьев.

- Поделки из желудей

3-й этап

- Высадка ростков дуба на территории детского сада (создание своей мини дубравы)

- Выставка работ детей

- Презентация проекта «От желудя к деревцу»

Ожидаемые результаты

- знают какие деревья растут в ближайшем окружении

- как вырастить дерево из семени

- моделировали рост саженцев

-узнали как ухаживать за молодыми саженцами

-как высаживать их на постоянное место жительство.

Трансляция проекта

Презентация проекта на педсовете

Дальнейшее развитие проекта

Наблюдение за высаженными саженцами, проект могут использовать воспитатели других групп.

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Аннотация проекта    

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Гипотеза исследования выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми во время  экскурсии, нами было сделано предположение, можно ли вырастить саженец дуба из желудя в домашних условиях.

Цель проекта: формирование у детей исследовательских способностей в процессе выращивания саженца дуба из желудя, взаимосвязи с окружающей средой.   

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

2. Развить у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

3. Развить способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба.

5. Воспитать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, привить любовь к деревьям.

6. Вовлечь родителей в роли помощников и консультантов

Ожидаемый результат:

- У детей сформировано осознанное - правильное отношение к природе, а именно – к деревьям

 - Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщение.

- У детей появилось желание общаться с природой, они отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

- Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.

- Дети научились бережно и заботливо относиться к природе.

- С участием родителей детей посадили саженцы дуба на участке детского  сада.

- Повысился интерес у родителей к данному вопросу, расширился кругозор экологических знаний родителей.

Вид проекта: эколого-исследовательский, групповой, долгосрочный (сентябрь  – май).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

- наблюдения,

- исследование,

- классификация материала.

Приемы мотивации:

- Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

- Рассматривание живых объектов.

- Показ образца.

Условия реализации

Применение проекта целесообразно при ознакомлении с окружающим миром. Он рассчитан на детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан  в соответствии с образовательной программой ДОУ и базируется на требованиях программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Материалы и оборудование: желуди, грунт, ящик для посадки, табличка с датой посадки; изображение дуба; схема частей дерева.

Ресурсное обеспечение проекта:

 учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, энциклопедии и пособия о деревьях; их строении, развитии);

 демонстрационные материалы (иллюстрации деревьев, фотографии);

 материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер);

 взаимодействие с семьей (посещение парков, сбор посадочного материала).

Объект и предмет исследования – дуб обыкновенный и желудь.

Проект делится на 3 этапа.

        1-й этап – подготовительный

        2-й этап – исследовательский

        3-й этап – итоговый

Программа выполнения проекта.

На 1 этапе:

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Целевая прогулка в дубраву

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, сбор информации и иллюстраций о дубе.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о дубе?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями.

На 2 этапе:

Вид деятельности

Формы организации детской деятельности

Игровая

деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь».

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

деятельность

Разучивание стихотворения «Дуб» Такмакова.  

Пословицы и поговорки о дубе.

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов дубе с помощью иллюстраций.

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

 

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деверева»

Просмотр презентации «Дуб».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность:

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста).

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб».

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Стихи: Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб».

Рассказы: Г. Г. Кученева «Дуб.

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка желудей дуба  в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся ростков в кашпо.

Изобразительная

деятельность

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Дуб».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка дуба».

Аппликация из листьев.

Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф).

Поделки из желудей

На 3 этапе:

  • Высадка ростков дуба на территории детского сада (создание своей мини дубравы)
  • Выставка работ детей
  • Презентация «Дуб»

Результат проекта.

        Гипотеза о том, что из желудя можно вырастить саженец дубы в домашних условиях подтвердилась. Цель нашей проектной работы достигнута.

Дети знали до проекта:

- что деревья бывают разными

- что человек сажает и ухаживает за деревьями чтоб они росли

- знали название деревьев находящихся на территории детского сада, различали о семени и листу

Дети узнали в результате реализации проекта:

- знают какие деревья растут в ближайшем окружении

- как вырастить дерево из семени

- моделировали рост саженцев

-узнали как ухаживать за молодыми саженцами

-как высаживать их на постоянное место жительство.

Чтобы вырастить дерево нужно приложить много труда, организовали с педагогами мини лес и питомник (высадили плоды дуба в землю и вырастили саженцы)

Изготовили природа -охранный знак (не рубите деревья)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "

Разработка исследовательского проекта  детьми старшего дошкольного возрата...

проект с детьми старшего дошкольного возраста "Здравствуй осень золотая"

Тема моего проекта «Здравствуй осень золотая». Изучая эту тему, закрепляем с детьми 5-6 лет названия овощей и фруктов, умение различать их по внешнему виду и на ощупь. Проект предусматривает продуктив...

Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"

В данной методической разработке представлены этапы   организации и проведения  с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой  птахе по крохе", показана важ...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".

  Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".

  Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологи...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...