Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Горынцева Наталья Борисовна

В данной методической разработке представлены этапы   организации и проведения  с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой  птахе по крохе", показана важность понимания  и проявления детьми  заботы о "братьях наших меньших", гуманного отношения к пернатым в условиях города в холодный период года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста

 «Каждой птахе по крохе»

Помоги зимой пичужкам,

Сделай крепкую кормушку

В ближнем парке и на даче.

Назови кафе – «Удача».

Пригласи на угощенье

Ты всех птиц  без исключенья.

     В последнее время очень много говорят об экологической культуре и экологической этике, о необходимости воспитания гуманного отношения к природе у подрастающего поколения. И это не случайно.  Не может не привлекать внимания тот факт из жизни современного общества, что серьёзная  угроза для всего живого на земле, и, прежде всего, наших пернатых друзей  - птиц,  исходит не от хищников, не от охотников, а от  человеческой  деятельности. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся,  но замедлить его, всячески охранять и заботиться о птицах  – вполне посильное и благородное дело.

     

       В нашей стране к птицам всегда относились с особой любовью,

 считая их живым символом свободы и красоты.                        Птицы – важная часть не только российской природы, но и культуры. Некоторые дни православного календаря связаны с птицами. Постройка скворечников, развешивание кормушек в парках и  садах,  да и просто подкормка птиц за окном собственного дома  долгие годы были хорошими традициями. Очень хочется, чтобы эти добрые традиции передались и подрастающему поколению! А для этого мы – взрослые, педагоги и родители,  должны познакомить дошкольников с жизнью птиц в разное время года, создать условия для развития  гуманного отношения  к ним!

Описание проекта

Тип проекта: практико-ориентированный,  информационно-творческий

По составу участников: коллективный (воспитанники групп, родители, педагоги, работники библиотеки)

По тематике: комплексный

По срокам реализации: долгосрочный

Возрастная реализация: проект рассчитан на реализацию с детьми старшего дошкольного возраста

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах, о том, что большое количество птиц гибнет в холодный период, люди могут помочь пернатым – это вполне посильное и благородное дело

Цель проекта: развивать интерес детей к изучению образа жизни и поведению птиц в зависимости от сезонных изменений, воспитывать заботливое отношение к зимующим и кочующим птицам, желание помогать пернатым в трудных условиях холодного сезона

Виды детской деятельности, реализуемые в проекте:  познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, элементарный труд в природе, конструирование из разного материала, двигательная, музыкальная

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

- анализ методическое обеспечения  и организации предметно-пространственной среды: какие книги, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал и т.п. есть по теме «Птицы» и чем необходимо пополнить, чтобы интересно и методически грамотно организовать работу с дошкольниками.

- разработка перспективного плана наблюдений за птицами на прогулке  с сентября по май

- составление альбома «О жизни птиц», в котором представлены интересные материалы о жизни птиц в разное время года. (из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы. М. Просвещение, 2006,  и периодических изданий).

- составление  альбома «Зимующие птицы» с подборкой иллюстративного материала (фотографий, рисунков), загадок, стихотворений и интересных статей  из журналов «Юный натуралист» и других периодических изданий,  рассказывающих об особенностях жизни и поведения птиц, которые остаются или прилетают зимовать в наши края

- сделана подборка книг с произведениями писателей, поэтов, а также  иллюстративный материал по теме

- пополнена картотека загадок про птиц:  много интересного материала было взято из книги «Большая книга загадок», составители Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. М. ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.

- cделана подборка старинных русских пословиц и поговорок про птиц

- подобраны аудиозаписи голосов птиц (компакт – диск с записями голосов птиц средней полосы России  - аудиоприложение к дополнительному тому «Птицы и звери» серии «Энциклопедия для детей» ).

- подготовка мультимедийной презентации «Зимующие птицы»

-подбор и оформление рекомендаций для родителей «Изготовление кормушек для птиц из разного материала».  

2 этап – основной (практический)

Совместная деятельность педагогов с детьми

- тематика бесед «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?», «Как птицы весну встречают», «Птицы в городе зимой», «Как заботиться о птицах зимой»

- наблюдение за птицами на прогулках в разное время года

-развивающие и дидактические игры: «Парочки. Птицы» (лото), «Кто прилетел к кормушке?», «Узнай по голосу», « Чей клюв, хвост?»

- работа с моделями «Птицы»

- подвижные игры «Птички и клетка», «Перелет птиц», «Ворона», «Совушка-сова» и др.

- детское словотворчество: составление и разгадывание кроссвордов, ребусов о птицах, придумывание детьми стихов и загадок про птиц,  составление рассказов о зимующих птицах, детские «объяснялки» пословиц и поговорок про птиц

- изготовление  макета «Птицы на кормушке» (коллективная работа)

- непосредственно образовательной деятельности (НОД)

  Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений:

 «Что мы знаем о зимующих птицах»

  Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим + ФЭМП

 «Знаешь ли ты зимующих птиц» (викторина)

 Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим + Аппликация

 «Снегири на рябине» (коллективная работа)

Аппликация

 «Синички»

Рисование, лепка

«Птицы на кормушке»

Конструирование из бумаги

Конструирование  из  природного материала

 на тему «Птицы наших лесов»

- экскурсии в детскую районную библиотеку – тема встреч «Зимующие птицы»

-вечер развлечений «Наши пернатые друзья», приуроченный к

15 января – День зимующих птиц России

- организация выставки кормушек для птиц и  размещение их на участке детского сада

- систематическая подкормка птиц, прилетающих к кормушкам на участке детского сада

Самостоятельная деятельность детей

- настольные развивающие игры по тематике

- раскраски на тему «Птицы»

- рассматривание книг, иллюстраций, альбомов на тему «Птицы»

-сюжетно- ролевая игра «Как мы помогаем птицам»

Взаимодействие с семьей

- изготовление кормушек для птиц (совместно с родителями)

- подкормка птиц

3 этап – подведение итогов

  • Фотовыставка кормушек для птиц, изготовленных детьми совместно с родителями
  • Оформление альбома «Птицы – наши друзья», «Как мы заботимся о птицах» с рассказом автора о том, что ребенок хотел передать в своём рисунке, стихами и загадками, придуманными детьми.
  • Оформление опыта работы по проекту для участия в районном  конкурсе-акции «Каждой птахе по крохе»

Основные результаты проекта:

  • Понимание воспитанниками важности бережного и заботливого отношения к птицам ближайшего окружения
  •  Проявление активного  действенного отношения к объектам природы, умение оценивать действия людей по отношению к природе.
  • Расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах

     Подводя итоги  работы в рамках  экологического  проекта «Каждой птахе по крохе», хотелось бы вспомнить известную народную мудрость: «Посеешь привычку – вырастишь характер».

      Если мы в наших детях с раннего детства «посеем» желание

заботиться не только о себе и своих близких, но и о тех, кто меньше

и слабее  тебя – «братьях наших меньших» - возможно, повзрослев,

они станут более отзывчивыми, добрыми, способными отдавать «каждой птахе» не только крошку хлеба, но и свою любовь и

заботу. Вырастут людьми, способными заботиться о природе,

охранять  её!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие капельки"

Занятие «Путешествие капельки» носит познавательный характер, направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Данное занятие проведено в игровой форме с частой сменой деятельности:...

Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."

Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"Актуальность.Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредств...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад – сад доброты, чистоты и красоты».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Тема проекта: «Наш детский сад – сад  доброты, чистоты и красоты». Вид проекта: познавательно-исследовательский. Длительность проекта...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...