Мастер-класс по экологии «Увидеть, найти, открыть...»
учебно-методический материал по окружающему миру

Жукова Елена Викторовна

Мастер-класс «Увидеть, найти, открыть...» повысит  профессиональное мастерство педагогов в  экологическом воспитании дошкольников, познакомит     с некоторыми экологическими приёмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_novyy_zhukovoy19.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Увидеть, найти, открыть...»

Автор-составитель: Жукова Е.В.

Цель:  

  • Повышение   профессионального мастерства педагогов в  экологическом воспитании дошкольников;
  • Знакомство      с некоторыми экологическими приёмами.

Задачи:

  • Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов;
  • Формировать умение  использовать полученные знания о природе Кузбасса в разных видах деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: нетбук, презентация «Природа Кузбасса»,  фонограмма спокойной музыки,  5 карточек с заданиями для групп, листья деревьев, салфетки,  скотч, ножницы,  4 контейнера с лекарственными растениями, детали экологических знаков, разрезанные картинки  растений, природных зоны  и заселяющие их животные, 4 карты Кемеровской области, значки полезных  ископаемых,10 шаблонов с обращением, листы бумаги, ручки.

Ход мастер-класса:

(Звучит спокойная  музыка)

Вступительная беседа.

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш детский сад «Светлячок» в городе Салаире реализует парциальную программу по экологии « Общаться с природой. Как?». Мною разработана и апробирована  программа по экологии для детей 4-5лет «У природы есть друзья: мы, ты, я».

Я считаю, что экологическое воспитание в ДОУ следует рассматривать как нравственное воспитание, так как в основе отношения дошкольников  к окружающему их миру лежат гуманные чувства. В детском саду мы закладываем основы будущего осознанного отношения к жизни природы и к жизни человека.

( Под музыку идёт  презентация «Природа Кузбасса»)

Как неповторим  окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Кузбасс, в котором мы живём.

Мой мастер-класс называется «Увидеть, найти, открыть...», и

посвятим  мы его природе Кузбасса.

Деление на группы.

Чтобы увидеть, найти, открыть,  я предлагаю вам разделиться на  группы:

- биологи;

- экологи;

- эксперты;

- геологи;

- фармацевты.

 (Каждой группе даю карточку с заданием и необходимое оборудование).

Все работаем в группах в течение  5 минут, после этого один человек от группы выступает:  рассказывает или показывает, что же вы делали.

( консультация группы)

Эксперты

Очень часто мы говорим о загрязнении растительного покрова  в Кузбассе в результате  автомобильных выхлопов, выбросов заводов и фабрик.  Вам необходимо исследовать листья деревьев  из города Салаира и города Гурьевска, используя  салфетки и скотч, и вынести экспертное заключение, в каком из городов листовой покров грязнее.

Экологи

Много экологических знаков уже существует. Смоделируйте  экологические знаки, используя шаблоны,  и объясните всем, о чём они будут предупреждать людей в Кузбассе.

Биологи

В «Красную книгу Кемеровской области» внесено 152 вида растений. Эти растения в Кузбассе находятся под угрозой уничтожения. Соберите  разрезанные картинки охраняемых видов растений и назовите их.

(Педагоги  собирают разрезанные картинки  растений: венерин башмачок, лилия кудреватая, марьин корень, купальница, кандык сибирский)

Среди предложенных природных зон найдите природную  зону Кузбасса и заселите её животными, обитающими здесь.

Геологи

Кузбасс богат полезными ископаемыми. На карте Кемеровской области разместите значки полезных  ископаемых,  залегающих в районе Кемерово, Гурьевска, Прокопьевска, которые мы должны рационально добывать, чтобы  их залежи не иссякли.

(Педагоги размещают значки известняка, полиметаллических руд в районе Гурьевска, значки каменного угля, алюминиевой руды, огнеупорной глины в районе Кемерово, значки каменного угля, мрамора в районе Прокопьевска)

Фармацевты

Много лекарственных растений произрастает в Кузбассе. Определите, что за лекарственные растения Кемеровской области  находятся в контейнерах, и в чём заключаются их лекарственные свойства.

(Группа должна определить крапиву (кровоостанавливающее средство), ромашку (противовоспалительное средство), клубнику ( иммуноукрепляющее средство), душицу (успокоительное средство).

Выступление групп.

Слово предоставляется экологам, которые смоделировали  экологические знаки  и объяснят нам, о чём они будут предупреждать людей в Кузбассе. (Эколог выступает)

Выступают эксперты. Они  исследовали листья деревьев  из г. Салаира и г. Гурьевска и вынесли экспертное заключение, в каком из городов листовой покров грязнее. Давайте послушаем их. (Эксперт выступает)

Слово предоставляется биологам. Покажите нам природную  зону Кузбасса с   обитающими здесь животными.

Назовите  и продемонстрируйте  всем фотографии растений, занесенных в «Красную книгу Кемеровской области». (Биолог выступает и показывает всё на мольберте)

Выступают геологи. Они расскажут и покажут на карте, какие полезные ископаемые мы должны рационально добывать в районе Кемерово, Гурьевска, Прокопьевска. (Геолог выступает)

Выступают фармацевты. Расскажите, какие  лекарственные растения Кузбасса   находятся в контейнерах, и в чём заключаются их лекарственные свойства. (Фармацевт  выступает)

Подведение итогов.

Спасибо всем  за продуктивную работу. Сегодня мы с вами смогли увидеть, найти, отрыть, учились различным приёмам   общения  с природой Кемеровской области.

В заключение мастер-класса давайте вместе составим обращение к жителям Кузбасса. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и вы мне поможете их вставить.

(Шаблоны раздаю педагогам)

Дорогие жители Кузбасса!

Наш край ___________  лесами, реками, животными и  полезными ископаемыми. Чтобы это всё сохранить, важно соблюдать основные ___________ на природе. Мы призываем Вас ____________  наш Кузбасс. Если мы будем рачительными хозяевами, то ________________ Кузбасс от экологической  катастрофы. Сделаем всё для того, чтобы наш край стал еще __________, еще ______________! 

Наша _______________область –

Край легенд, красоты,

Мы хотим, чтоб в ___________

Стала первою ты!

Желаю всем творческих  успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»

Конспект  Мастер-класс  «Путешествие  в  экологию»...

мастер -класс для родителей « Как помочь ребенку открыть мир и себя».

Помочь родителям осознать  специфику « познания» города ребенком  в контексте подготовки его к школе....

Мастер-класс: «Путешествие в экологию».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...

мастер-класс "В Царстве экологии"

Цель данного мастер-класса: развитие творческого потенциала и повышение мастерства педагогов...