Конспект НОД "Водичка - водичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vodichka-vodichka.docx451.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования. Образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Физическое развитие», «Здоровье».

   «Водичка – водичка»

http://cdn6.imhonet.ru/photos/out/06496b47/6021530_xlarge.jpg

Подготовил:

воспитатель

Титова

Ольга Николаевна

 Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи: 

  • Образовательные:
  • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Развивающие:
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, проектор, компьютер, интерактивная доска, ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды: стакан с гранями, сосуд округлой формы, перчатка резиновая, соломинки для коктейля, стакан с разведенной гуашью; сахарный песок, тазик с водой, коробочки с пластмассовыми и стеклянными шариками по количеству детей, металлическая ложка , кубик льда,  кувшин с питьевой водой, чашка и салфетки на каждого ребенка.

 Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня по дороге в ваш детский сад я была очень удивлена. А знаете, почему?!

Когда я подошла  к садику, то увидела  на пороге это ведёрко.  Хотите заглянуть, что в нём лежит? (Да)

После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Речка)

Показ слайдов через проектор: дождь, облако, речка.

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.(слайд)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию. 

Для начала разомнем свои пальчики.

Пальчиковая игра.

От сосулек звон, звон, звон! (хлопки справа и слева)

Просыпайся клен, клен, клен! (руки вверх – пошевелить пальчиками)

Растопился снег, снег, снег! Встряхивание кистями)

Ручейки в бег, в бег, в бег! (волнообразные движения кистями)

Гром шагает: топ, топ, топ! (топают)

Почки на деревьях слышно: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают  в ладоши перед собой)

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
жидкостью.

Опыт 2. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Опыт 3. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Добавляем в воду сахарный песок, предложить  детям помешать его ложечкой и снова попробовать на вкус.( Вода стала сладкой из-за добавления в нее сахара)

Вывод: Вода -  Безвкусная, приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ. (слайд)

Свойство 2: вода прозрачна

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, опустите ложку в стаканчик с водой. Вы видите ее? (Да) А я сейчас  добавлю в ваши стаканчики  волшебную водичку (разведенная гуашь).  Что произошло? Да, ложечка спряталась. Ее не видно.  Почему? (потому что вода окрасилась и потеряла свою прозрачность).

Вывод: чистая вода прозрачна. (слайд)

Свойство 3: вода не имеет форму

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста на эти стаканчики. Они одинаковые? (Нет. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная- округлая и граненая)

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

А теперь я налью воду в резиновую перчатку. Посмотрите, что произошло? (Вода приняла форму перчатки) 

Вывод: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.(слайд)

Свойство 4: вода может быть разной температуры

Опыт 6.

Воспитатель: в один стакан с водой мы положим лед. А в другой стаканчик я долью кипяток. Как вы думаете, что произойдет? (в первом – вода стала холодной, а в другом- теплой. Предлагаю детям потрогать воду пальцем). Одинаковая ли она? Чем отличается? (ответы).

Вывод: У воды есть еще один признак – температура. Вода бывает холодная и теплая. (слайд)

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас с вами остался один очень важный эксперимент.

Опыт 7.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные у меня есть шарики. Скажите, из каких материалов они сделаны? ( из пластмассы и стекла ) Скажите, какие шарики тяжелые, а какие легкие? Возьмите их в руки, сравните.

 Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет со стеклянными шариками, если опустить их в воду. (Шарики утонули). А что будет с пластмассовыми шариками? (Они плавают на поверхности воды).

Попробуйте, удержите эти шарики  под водой. Не получается, всплывают. Пластмассовые шарики не тонут. А стеклянные – утонули.

Вывод: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие  - нет.(Слайд)

А давайте мы с вами превратимся в пластмассовые шарики и поиграем.(Покружились вокруг себя и встали на место).

Игра малой подвижности « Мячи в воде»        

Дети ставят руки на пояс.

Воспитатель: На шарик нажали рукой и опустили его на дно (показ) Посчитали до пяти и убрали руку. Что произойдет? (Шарик выпрыгнет из воды - показ)

Упражнение повторяется несколько раз.

Ребята, как много нового вы сегодня узнали! Вы узнали, что  вода – это жидкость, что она не имеет запаха и вкуса, не имеет цвета – прозрачная, не имеет формы, что тяжелые предметы в ней тонут, а легкие нет.

Вы знаете, как важна вода для всего живого на земле. А как вы думаете, вода нуждается в защите?(Да) Верно, воду надо беречь. А как это делать?

Не засорять реки, водоемы. И знать правила экономии воды.

  Изучение правил «Мудрые советы экономии воды»:

  • Во время умывания не делать большого напора воды.
  • Вовремя закрывать кран.
  • Следить, чтобы вода не разбрызгивалась, не капала.
  • Набирать в ладошки столько воды, сколько необходимо, но не больше.
  • Предупреждать взрослых, если кран нуждается в ремонте.

Молодцы, ребята! Мне очень понравились наши с вами научные эксперименты. И я хочу на память о нашей встрече подарить вам вот эти капельки воды, которыми вы сможете обозначить те места в вашей группе, в которых находится вода.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...