Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная" МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан ГалиеваГ.Р.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Галиева Гузалия Равилевна

 Кружковая работа  по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная"

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Цель:

  1. Обеспечить положительную  динамику  познавательной активности дошкольников в совместной деятельности

с взрослыми;

  1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое  мышление, т.е. способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

 

Задачи: 

• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы (познавательно – речевое );

• Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий (социально - личностное);

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (социализация);

• Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать с взрослым, выполняя общую коллективную работу (социально –личностное).

 

Предполагаемый результат:

 

  1. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости  и изменения в группах предметов в про­цессе группировки, сравнения.

 

  1. Самостоятельно экспериментирует с целью определения не­изменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

 

  1. Проявляет творческую самостоятельность в практической,

игровой деятельности, применяет известные ему способы

дей­ствий в иной обстановке.

  1. Проявляет высокую познавательную активность, «забрасывает» старших разнообразными вопросами

об окружающем мире.

  1. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости

и изменения в группах предметов в про­цессе группировки, сравнения.

 

  1. Самостоятельно экспериментирует с целью определения не­изменности

количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

  1. Проявляет творческую самостоятельность в практической,

игровой деятельности, применяет известные ему способы дей­ствий

в иной обстановке.

  1. Проявляет высокую познавательную активность,

«забрасывает» старших разнообразными вопросами об окружающем мире.

 

Пояснительная записка

 

В нашем дошкольном образовательном учреждении экспериментирование  организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что непосредственно образовательная деятельность является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого виды непосредственно образовательной деятельности с детьми (по математике, речевое развитие, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 Алгоритм проведения экспериментальной деятельности

 

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики экспериментальной деятельности.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом  изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

 

 Структура экспериментальной деятельности:

 

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

 

 

 

 

 

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лаборатории

В мини-лаборатории  выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

 

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

 

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

 

Материалы для организации экспериментирования

 

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Фотопленки.

10. Полиэтиленовые пакетики.

11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

12. Спилы дерева.

13. Вата, синтепон.

14. Деревянные катушки.

15. Киндер-сюрпризы.

16. Глина, песок.

17. Вода и пищевые красители.

18. Бумага разных сортов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание исследовательской деятельности детей

 

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей  решаются  следующие задачи:

-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
  2. .2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  3.  О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  4.  О способах исследования объекта.
  5.  О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

  1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

  1.   «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха -это ветер.

  1. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

  1.  «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

 

Октябрь

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

  1.  «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

  1. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

  1.  «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

 

Ноябрь

  1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 .   «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес                    предметов и группировать предметы по весу.

3.«Найди по звуку»

          Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4.«Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

 

 Декабрь

  1. «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

  1.  «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

  1.  «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

  1. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

 

Январь

  1. « Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

  1.  «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

  1.  «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле)

  1.  «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

 

Февраль

  1. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

  1.  «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

  1.  «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

  1.  «Ветер по морю гуляет

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

 

Март

  1. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

  1.  «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

  1.  «Посадка лука»

 Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

  1.  «Поплывет не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

 

Апрель

  1. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

  1.  «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

  1.  «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

  1.  «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

 

Май

  1. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

  1.  «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

  1.  «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

  1.  «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010. 4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_u_dedushki_znaya.doc2.4 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Обобщение опыта работы на тему: «Шашки – как это важно» Подготовила воспитатель: ГалиеваГ.Р.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы" Подготовила воспитатель: ГалиеваГ.Р.

1Тема проекта«Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры»2ПроблемаУ большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со ...

МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Конспект Математического КВН среди родителей и детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Воспитатель: ГалиеваГ.Р.

Звучит фонограмма к игре КВН.Ведущий: Добрый день. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. Сегодня мы собрались на необычный праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности. З...

МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Конспект организационно образовательной деятельности по фэмп в подготовительной группе на тему: « В поисках царевны»Подготовила воспитатель: ГалиеваГ.Р.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, игровая.Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Задачи.Закреплять зн...

ООД по лепке во 2 группе раннего возраста на тему " Витамины для куклы Алсу" с. Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан воспитатель:Галиева Гузалия Равилевна

ООД по лепке во 2 группе раннего возраста на тему " Витамины для куклы Алсу"Цели:Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.Закреплять навыки лепки: отщипывать мал...

Проектная работа «Моя семья» 2 группа раннего возраста с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Галиева Гузалия Равилевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВоспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического со...

Лепбук "Наши умелые ручки" МБДОУ детский сад№1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Галиева Г.Р.

Лепбук "Наши умелые ручки"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19047660","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]    ...