МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы" Подготовила воспитатель: ГалиеваГ.Р.
проект (подготовительная группа)
1 | Тема проекта | «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» |
2 | Проблема | У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками. В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. |
3 | Сроки реализации проекта |
Сентябрь – декабрь |
4 |
Вид проекта |
Творческий, долгосрочный.
|
5 | Участники проекта | Дети: подготовительной группы Воспитатели: Галиева Г.Р. Родители: подготовительной группы |
6 | Обоснование проекта | Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. |
7 |
Актуальность | Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. |
8 | Новизна | Заключается в применении в педагогической практике систематизированного плана по расширению и обогащению сюжетов игры для развития социально-коммуникативных навыков. |
9 | Цель проекта | Развитие социально - коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. |
10 | Задачи | Образовательные: 1. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры. 2.Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности. Развивающие: 1.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты. Воспитательные: 1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. 2. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний. |
11 | Этапы работы | 1.Подготовительный (мотивационный). Цель: Ознакомить детей с темой проекта, с назначенными целями. 2.Организационный (организационный). Цель: отработать схемы последовательных действий совместно с детьми. 3.Основной (внедренческий). Цель: познакомить детей с новыми играми; 4.Заключительный (обобщающий). Цель: подвести итоги проведенной работы, сравнить уровень социально-коммуникативных навыков в конце проекта.
|
12 | Ожидаемые результаты
| Дети: Достижение поставленной цели и реализация выделенных задач позволит добиться у дошкольников социально значимых результатов:
Педагоги: повышение квалификации педагогов в социально-коммуникативном развитии детей в процессе игры. Родители: При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:
|
Работа с детьми | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Беседа по данному проекту | Сентябрь - Октябрь |
|
Работа с родителями | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Ознакомление с темой, целью и задачами проекта. | Сентябрь - Октябрь |
|
Работа с детьми | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
1.Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей. | Сентябрь - Декабрь |
|
2.Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога: Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Поликлиника», «Кафе», « Школа». Дидактические игры: «Найдем волшебные слова»; «Секрет» и др. Словесные игры (Коммуникативные): «Позвони другу», «Закончи предложение», «Волшебный ручеёк» Театрализованные игры: «Заюшкина избушка»; «Переиначивание сказки» и др. Интерактивные игры: «Интервью», «Волшебный стул», « Театр теней», « Жизнь на острове». | Сентябрь- Декабрь |
их целями и задачами;
|
Работа с родителями | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Анкетирование «Социализация» Пополнение игровым оборудованием сюжетно-ролевых игр. | Ноябрь |
|
Работа с детьми | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Добавление и расширение сюжета режиссерских игр. | Ноябрь |
|
Внедрение дидактической игры «Найдем волшебные слова» | Октябрь- Декабрь |
|
Внедрение словесной игры «Позвони другу» | Ноябрь |
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет «Встречаем гостей»
| Октябрь- Декабрь |
|
Внедрение интерактивной игры «Театр теней» « Жизнь на острове» «Интервью» | Октябрь- Декабрь |
|
Театрализованная игра «Заюшкина избушка» | Ноябрь- Декабрь |
|
Внедрение дидактической игры «Приветствие гостей»
| Ноябрь- Декабрь |
|
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», « Кафе», «Школа»
| Октябрь- Декабрь |
|
Словесные игры: «Закончи предложение», «Назови - не ошибись», «Один – много», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Найди лишний». | Сентябрь- Декабрь |
|
Внедрение интерактивной игры «Волшебный стул», ««Жизнь на острове», «Театр теней».
| Октябрь- Декабрь
|
|
Работа с педагогами | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Представление проектной работы «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» на педагогическом совете «Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников». | Ноябрь |
их направленность. |
Работа с родителями | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
1.Беседы с родителями «Как с пользой провести вечер с ребенком?»
| Ноябрь |
|
2.Консультация для родителей «Давайте играть с детьми»
| Ноябрь |
|
Работа с детьми | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Проведения итогового мероприятия с детьми: «Веселые игры» | Декабрь |
|
Работа с педагогами | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Презентация к проекту | Ноябрь |
|
Работа с родителями | ||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Составление папки - передвижки | Ноябрь |
|
14.Результат: Мы убеждены в том, что проект даёт возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволило учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.
Мы пришли к выводу, что коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психо-эмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.
15.Литература:
1. Абрамян Л.А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания.- Таллин., 1984.
2. Богуславская, Н. Г., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997.
3.Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004.
4. интернет – ресурс.
5.Абрамова Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3
6.Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
7.Галигузова, П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
8. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.
9.Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.
9.Семенака С.И. “Уроки добра”.
10.Тушканова О.И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 1997.
11.Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. Учимся общаться с ребенком // М., 1993.
Приложение
Консультация для родителей
Тема: «Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Выступление для педагогов
Тема: «Игра как средство социально-коммуникативного развития»
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка. В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми.
Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социальном развитии. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. И это вполне объяснимо. Игра ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно- ролевые, игры драматизации, игры с правилами. Это требует от воспитателя знание закономерностей развития игровой деятельности и умение руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Воспитатель использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру, таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, надо специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Одной из форм игры, распространённой в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.
Работа, направленная на преодоление ребенком различного рода эмоциональных трудностей это длительный процесс. Но необходимо ее продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных воздействий, в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции. Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.Анкета для родителей «Социализация»
Анкета для родителей «Социализация»
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?
Да / нет
3. Если да, то какую?_______________________________________________
4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________
5. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?
Да / нет.
7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.?______________________________
8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении? Да / нет _______________________________________________________________
9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?
_______________________________________________________________
10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.
Да / нет
Спасибо!
Картотека сюжетно-ролевых игр
Тема: «Школа»
Задзадачи:
Обобразовательные: Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о школе.
2. Рассматривание картин о школе. Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала.
3. Дидактическая игра «Собери портфель»
4. Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка».
5. Чтение детям произведений С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу».
6. Разучить песню «Чему учат в школе».
7. Рисование «Наша школа».
8. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
9. Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел. Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание).
10. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга).
Предметно-игровая среда:
Кукла в школьной форме, маленький портфель, маленькие тетради в клетку, маленькие альбомы для рисования, журнал учителя, цветная бумага, клей-карандаш, маленькие доски для рисования, мел, указка, картинки с сюжетом школьной жизни, буквы и цифры. портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Дети 1 сентября идут в школу. Знакомятся с учительницей. Сидят за партой, рисуют,
Смотрят книжки. На перемене звенит звонок.
Тема: «Кафе»
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с профессиями повара, кулинара, официанта. Знакомить с правилами правильного питания. Дать информацию о вредной и здоровой пище.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Заботливое отношение друг к другу. Заботиться о себе, о своем организме (здоровое питание) .
Активизация словаря: повар, официант, администратор, посетители, здоровое питание.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за работой няни.
2.Наблюдение за приготовлением еды дома мамой на кухне.
3.Беседа о труде работников столовых, кафе. О том что готовит мама.
4.Чтение художественной литературы: «Кем быть? »
5.Использование ИКТ-технологий - познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
6.видеофильм о работе сотрудников столовой.
7.Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо»
8.Рисование «Кто готовит вкусную еду»
9.Ручной труд: изготовление .
10.Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о приготовлении блюд.
Роли: повар, кулинар, грузчик, официант, посетители кафе, столовой.
Предметно-игровая среда:
Колпак белый (2 шт., фартук (2 шт., посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
Игровые действия и ситуации:
В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.
На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.
Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек.
В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.
Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют.
Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.
Тема: «Поликлиника»
(«Больница», «Скорая помощь»)
Задачи:
Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2. Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) .
3. Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.
4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.
5. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)
6. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
1. Чтение литературных произведений о работе врача: (Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров» Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть? ».)
2. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий», «Ясочка простудилась»
3. Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».
4. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи.
13. Лепка «Подарок для больной Ясочки».
14. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Предметно-игровая среда:
Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, одноразовые шприцы без иголок, пластиковые бутылочки, баночки, капельницы, фонендоскоп детский, термометр игрушечный, горчичники из желтой бумаги, бинт, салфетки (вата, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.
Игровые действия:
Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Врач внимательный, вежливый.
«Поликлиника» – работают врач и медсестра. Врач слушает больных, осматривает их, медсестра выписывает направление на процедуры, ставит градусник, делает уколы, перевязки, ставит грелки. Больные благодарят за лечение. Покупают лекарства в аптеке.
Врач-окулист – проверяет зрение с помощью таблицы, выписывает рецепт для глаз, или рецепт на очки. Больные покупают очки в аптеке (без линз) .
Врач «ухо-горло-нос» смотрит горлышко, язык, уши. Измеряет температуру, дает назначение на процедуры. Медсестра делает прогревание.
В больницу привозят больных, врач осматривает их, больных кладут в палату, кормят, дают лекарства, делают уколы.
В аптеке делают лекарства, отпускают по рецепту больным, советуют, что купить при различных заболеваниях.
«Больница» – больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
«Скорая помощь». Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. Врач «Скорой помощи» выезжает на дом – спрашивает, что болит, делает укол, забирает в больницу.
«Семья», «Дочки-матери».
Задачи:
Образовательные:
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Развивающие:
Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные:
Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Активизация словаря: родственники.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Задание детям: узнать дома о труде родителей.
2. Наблюдение дома за родителями, труд, взаимоотношения.
3. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.
4. Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.
5. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».
6. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся».
7. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.
8. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
9. Заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе.
10. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас? ».
11. Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий
12. Рисование: «Моя семья»
13. Аппликация: «Цветы для мамы»
14. Лепка: «Подарок папе»
15. Ручной труд: Изготовление с детьми атрибутов к игре.
16. Работа с родителями: проект «Родословная»-древо моей семья.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Предметно-игровая среда: предметы домашнего обихода, куклы.
Куклы - мальчики и девочки (несколько, коляски детские (кукольные, посуда,
мебель для кукольной комнаты, сумочки, одежда для ряженья (шляпки, галстуки, косынки, пелеринки, бытовые приборы (игрушечные) – холодильник, стиральная машина, утюг, пылесос.
Игровые действия и ситуации:
Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.
Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.
Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.
Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.
Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.
Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.
Картотека дидактических игр
«Найдем волшебные слова».
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.
Ход игры
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».
«Приветствие гостей».
Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.
Ход игры
Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила: смотреть в глаза гостю, улыбаться, слегка наклонив голову.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому? Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?
Картотека словесных игр
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия(здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи свами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.
Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
«Позвони мне позвони..
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.»
На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передатьсообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
«Жизнь на острове»
Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции
Воспитатель с детьми садится на ковер в круг.
Воспитатель: Дети представьте себе, что вы все очутились на необитаемом острове. Этот остров очень красив, вас окружает синий океан и золотистый песочек. Но есть одна проблема, вы все говорите на разных языках и друг друга не понимаете. Но вам надо как-то общаться между собой. Как же мы будем это делать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное, хорошее отношение, не проронив ни слова?
Чтобы задать вопрос, как у вас дела, мы будем хлопать своей ладонью по ладони товарища (воспитатель показывает). Чтобы ответить, что у меня всё хорошо, наклоняем голову к плечу товарища; хотим выразить свою дружбу и любовь к товарищу – ласково гладим по голове (воспитатель показывает). Ну что, ребята, готовы очутиться на необитаемом острове? Тогда закрываем глаза.
Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
«Театр теней»
Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции
Воспитатель; Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, повторяя и копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, и опять все в точности повторяет, но при этом не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – это наши тени. Давайте погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Не забывайте, что тени недолжны издавать звуки и разговаривать. Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали
Театрализованные игры
Картотека театрализованных сюжетных игр-ситуаций
Инсценировка русской народной сказки
«Заюшкина избушка».
Роли и исполнители: лиса, заяц, собака, медведь, петушок - дети, ведущий – взрослый.
Декорации и атрибуты: элементы костюмов героев (шапочки или герои кукольного театра), имитация домиков (ледяная и лубяная).
Ведущий. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит. Холодно лисе.
Лиса. Куда мне, бедной деться? Пойду, попрошусь к зайчику погреться. (Подходит к избушке зайца. Стучит.) Зайка!
Заяц (из избушки). Кто меня зовет?
Лиса. Зайка, это я, лиса. Пусти меня погреться.
Заяц. Ну, заходи, лиса.
Лиса. Да я ненадолго.
Ведущий. Пустил заяц лису, да напрасно. Выгнала лиса зайца из его избушки. Пошел зайчик, плачет.
Заяц. Что мне, бедному, делать?
Ведущий. Идет навстречу зайцу собака.
Собака. О чем, зайчик, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Собака. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Ведущий. Пошли заяц и собака к избушке.
Собака. Гав-гав, поди, лиса, вон!
Ведущий. А лиса им с печки отвечает…
Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Собака. Гав-гав! (Убегает.)
Ведущий. Испугалась собака, убежала. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.
Медведь. О чем, зайчик, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.
Медведь. Нет, выгоню!
Ведущий. Пошли заяц и медведь к избушке.
Медведь. Поди, лиса, вон!
Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь. Р-р-р…
Ведущий. Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустом и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает…
Петушок. Что ты, зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Петушок. Пойдем, я ее выгоню.
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.
Петушок. А я выгоню, пойдем! (Подходят к избушке.)
Петушок (поет). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (испугано). Одеваюсь, петушок…
Петушок. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (испугано). Шубу надеваю, петушок…
Петушок (громко). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса (выбегает). Ой-ей-ей!
Ведущий. Выскочила лиса из избушки, в лес убежала. А зайчик опять стал жить в своей избушке. Вот и сказочке конец – а кто слушал молодей!
Картотека интерактивных игр(игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками)
«Интервью» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
«Волшебный стул»
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»
Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...
Социально – коммуникативное развитие. Совместная деятельность воспитателя с детьми « Дорога добра» в подготовительной к школе группе .
Совместная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе на основе сказок ,с использованием современных образовательных технологий....
Образовательный проект Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством создания мини - музея в МБДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к семье, родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей семьи, ее традициях, об истории города, начнут...
МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Конспект Математического КВН среди родителей и детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Воспитатель: ГалиеваГ.Р.
Звучит фонограмма к игре КВН.Ведущий: Добрый день. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. Сегодня мы собрались на необычный праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности. З...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програмы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая Воспитатель: И. Н. Кобзарева 2023-2024 уче
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая ...