"Муравьи и муравейники". Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барышникова Марина Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Муравьи и муравейники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravi_i_muraveyniki.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

"Муравьи и муравейники". Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.

Цели:

Образовательные:

- Закрепить знания о приметах весны, о лесе, как сообществе растений и животных;

- Познакомить с муравьями, как представителями насекомых;

- Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к насекомым.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию: картина “В лесу”, картинки с изображением насекомых, муравьи-поделки, пенёк, природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.),  презентация, пластилин.

Ход занятия:

1.Орг. момент

Ребята, у нас сегодня занятие пройдет в необычной форме- мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и кого мы встретим узнаете позже. А пока я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "добрый лес". Я буду показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.

 Игра "Добрый лес"

Добрый лес, старый лес (широко разводят руками)

Полон сказочных чудес (повороты вправо - влево)

Я иду играть сейчас

И зову с собою вас. (ходьба на месте)

Ждет нас на лесной опушке (наклоняются и присматриваются)

Муравьишка шустрый,

Муравьишка работяга (ходьба с движением "что - то несут на плече")

Без работы, хоть убей

Жить не может муравей (разводят руками).

И так ребята, куда мы пришли? (Мы пришли в лес). Давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса.

Вывешивается картина “В лесу”.

Дыхательная гимнастика "Запах леса"(проводится под музыку)

Ребята , так как мы в лесу садитесь каждый на свой пенек. (дети садятся на стульчики)

Скажите мне, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке? (ответы детей)

Правильно. Посмотрите мы о нем вспомнили, а он тут как тут. (показ иллюстрации).

Муравей - это животное, птица или насекомое? (насекомое)

Почему муравей - это насекомое? Давайте рассмотрим.

У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Ребята, как называется дом для муравья.

 (Дом у муравья называется муравейник.)

(Показ  иллюстрации муравейника).

Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией.  Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры. Начиная с ранней весны, и заканчивая поздней осенью, муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает.

Пользу или вред приносят муравьи?

 Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

Воспитатель:

Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик,

тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

Ребята посмотрите, а в моём муравейнике жителей нет. Помогите мне поселить их в уютный терем.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

А теперь подружатся наши с вами пальчики

1-2-3-4-5- подружились мы опять.

Самостоятельная деятельность детей лепки муравья.

(дети сидят за столами и из желудей с помощью пластилина поэтапно лепят муравья)

Каждый ребенок ставит своего муравья перед панно на сухие листь, кору, хвою.

 Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.

Лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинил вреда этому маленькому народу.

Бережное отношение к муравейнику - одно из первых правил общения с лесом.

Итог: Ребята, о каком насекомом мы сегодня говорили и лепили его? Спасибо большое вам, что вы были  активными помощниками, внимательно слушали и все выполняли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Презентация "Муравьи и муравейники". Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.

Презентация к конспекту занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Муравьи и муравейники"...