Выступление для педагогов «Тематические коробки - универсальное дидактическое пособие
методическая разработка по окружающему миру

Костылева  Юлия Александровна

Выступление для педагогов

«Тематические коробки -  универсальное дидактическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_korobki.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №60 «Теремок»

Выступление для педагогов

«Тематические коробки -  универсальное дидактическое пособие»

                                                                                         Воспитатель                                   Костылева Ю.А.

2019 г.

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский В.А.

Это значит, что стоит уделять особое внимание тренировкедвижений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга. 

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

       Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

Сенсорная коробка (ванночка) (sensorytub) — это ёмкость с наполнителем,предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
  2. Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
  3. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
  4. Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Материалы для изготовления сенсорной коробки:

-пластиковый контейнер

-коробка (деревянная или картонная)

-глубокая миска

-надувной бассейн

-поднос с высокими бортиками

-корзина и прочие емкости

Слайд 7

Наполнение сенсорной коробки:

  • Природный материал:песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
  • Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
  • Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
  • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
  • Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
  • Водяной грунт, гидрогель
  • Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
  • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
  • Поролон, губка, вата, ватные диски

Предметы-наполнители:

  • фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
  • растения (искусственные и настоящие),
  • игрушки от киндер-сюрпризов,
  • камни, ракушки, шишки, орехи
  • кубики, кольца, шарики, крышечки
  • лоскуты ткани, вата, бусины,
  • маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
  • игрушечные фрукты, грибы
  • буквы и цифры,
  • лопатки, ложки, грабли,
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
  • груша для воды, сито, воронка, мельница и др.

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Для детей 1,5-2 летиспользуются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов)

Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать, как с ними играть (что с ними делать).

Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.

Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки - пространство для фантазий, логических и познавательных игр.

Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу:мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.

Правила работы с сенсорными коробками:

  1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
  2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
  3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
  4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
  5. До и после окончания работы- помыть руки с мылом!

Сенсорные коробки можно использовать при изучении
различных тем на занятиях в разных образовательных областях,  или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или  индивидуальной работы с детьми.

Для помощи в изучении мира природы я использую следующие сенсорные коробки:

Сенсорная коробка «Ферма»

-закрепление названий домашних животных и их детенышей,

- формирование знаний детей о питании домашних животных,

-формирование знаний о названиях домов домашних животных,

-воспитание желания заботиться о домашних животных,

-развитие мелкой моторики.

Сенсорная коробка «Огород»

-закрепление знаний об овощах, где они растут, кто за ними ухаживает,

-формирование знаний о том, где растут овощи, кто и как за ними ухаживает,

-развитие моторики

Сенсорная коробка «Лесные животные»

-закрепление знаний о диких животных леса

- формирование знаний о жилище, детенышах, питании лесных животных

-развитие моторики рук

Сенсорные коробки«Море»

-формирование знаний о водоемах,

-закрепление знаний о животных и растениях в море и пресных водах,

-развитие моторики рук

Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Универсальное дидактическое пособие – это мягкий куб с карманами, на которых символами изображены задания.Цель дидактического пособия:  решение задач нескольких образовательных областей....

Методика работы с универсальным дидактическим пособием «Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ

В процессе коррекционной  работы  было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста задают в основном однотипные, стереотипные  вопросы  в одной и той же форме, начиная со ...

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Движения, связанные с каким-либо образом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Во время выполнения этих упражнений создаются благоп...

Универсальное дидактическое пособие "Времена года" (сезонное дерево).

Данное пособие позволяет расширять представления детей о живой и не живой природе в разные времена года Развивать мыслительные процессы Его можно использовать как часть календаря приро...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

«Домик волшебных превращений» (универсальное дидактическое пособие)

laquo;Домик волшебных превращений»(универсальное дидактическое пособие)...