Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Лесные обитатели – звери».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева С.А.

 Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_obitateli-zveri.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Лесные обитатели – звери».

Цели:Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище,жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных( волк, лиса, медведь, заяц, белка,еж, лось) и их детенышей;Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными. Дать детям представление о способах подготовки лесных зверей к зиме; учить анализировать, делать выводы; развивать речь.

Демонстрационный материал: Презентация «Дикие животные зимой»; Картинки с дикими животными и их детенышами, жилищами; Интерактивная игра «Дикие животные» выполненная в программе СОВА.

Ход занятия:

Организационный момент:

Игра: «Угадай по описанию».

-Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц).

-Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь).

-Серый, злой, голодный. (Волк).

-Хитрая, рыжая,ловкая. (Лиса).

-Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка).

-Крупное животное с ветвистыми широкими рогами. (Лось).

-Полежала между елками подушечка с иголками.Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ежик).

На доску выставляются картинки с дикими животными.

Беседа:

-Как их всех можно назвать одним словом? (Животные).

-Почему?(Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы;туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком и т. Д.)

-Где живут эти животные? (В лесу).

-Как называются? (Дикие животные.)

-Почему? (Сами добывают себе пищу.)

-Как называются по-другому? (Звери.)

Сегодня мы с вами отправимся в гости к старичку-лесовичку в лес.Он обещал нам показать что зимой  в лесу делается.

Тихо. Снег по пояс. Смотрите- чьи-то следы (Слайд с изображением заячьих следов). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает.(Слайд).Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.

Вдруг насторожился заяц и на утек!

-Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши.)

-Кого испугался заяц? (Лису).Слайд.Но нелегко догнать косого.

-Что помогает зайцу быстро бегать  и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные,намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц,  петляет. Но если все же настигнет его враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как? Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами.

Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берет, а заяц вырывается и , если человек не очень осторожен, заяц своимисильными лапами может сломать  руку охотнику.

Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает.Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.(Слайд)

-Кого еще боится заяц?(Волка.)

Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь, на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк.По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.(Слайд)

Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегают очень быстро. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта –вот его оружие против волка.( Слайд)  Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые глупые оленята.

-Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?

Представьте, что вы (часть детей) волки, вы- взрослые олени, а вы оленята. Волки нападают стараясь схватить оленят.

- Что сделают их родители?

Дайте детям возможность самостоятельно решить проблему. Затем расскажите, что олени встают в круг, внутри которого – оленята.

Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других  животных.

- А чем питаютсязимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после  сильных снегопадов. Как вы думаете почему?

Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей,как и птиц, зимой подкармливают лесники .(Слайд)В лесу развешивают заготовленные с лета пучки пучки  лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

А почему не видно медведя и  ежа?

-Где отдыхает ночью и во время непогоды лось? Он прячется в глубоком. У лося из укрытия видны только голова и спина,которая покрыта особо густой шерстью.Ноги он прячет под брюхо. Зачем? (Слайд)

-  Вспомните, где зимой спят волки? Просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.

Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что они придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят.(Слайд)

У зайца на лапах к зиме отрастает плотная длинная шерсть, ит он после прыжка может скользить как на лыжах.

Физминутка.

Игра «Кто как передвигается? » Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже; Олень быстро бегает. Дети имитируют движения животных.

Интерактивная игра на закреление знаний:

- Назовите диких животных.

-Чей хвост?

-Кто лишний?

-Кто у кого?

-Назови жилище.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Как звери к зиме готовятся?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Как звери к зиме готовятся?"...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся»

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Лесные звери»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Лесные звери» Цель: Расширять представления детей о диких животных леса Задачи:1. Дать элементарные знания о том, что в лесу разные жив...

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Лесные обитатели - звери"

Иллюстрации диких животных в природе в зимнее время....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Лесные звери зимой»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: "Лесные звери зимой"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Как звери готовятся к зиме" вторая младшая группа

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающему миру. Познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить...