Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Лесные звери зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Жоржоладзе Елена Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: "Лесные звери зимой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.

Тема: «Лесные звери зимой»

Цель:

  • уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
  • как приспособить к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
  • дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям;
  • учить анализировать,  делать  выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;
  • воспитывать любознательность.

Активизация слов, обогащение словаря:

Словарная работа: петляет, отбивается, чуткие уши, хищники, травоядные.

Материалы:

Картинки (заяц, белка, лиса, волк, лось), угощение морковка, шишка, рыбка, декорация деревьев, кустов, дупло, следы зайца и лисы.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдем в зимний лес, посмотрим, кто там живет. Но мы возьмем с собой в лес угощение. Звери очень пугливые и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.   Я вам буду рассказывать, а вы мне помогать.

Звучит  музыка! Посмотрите, какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот и чьи-то следы! (Зайца). И  кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал?

Дети: Заяц

Воспитатель: Чем питается заяц зимой?

Дети: корой деревьев и мелкими ветками

Воспитатель:  На что похожи следы зайца?

Дети: на капельки.

Воспитатель:  А следы лисы?

Дети: на цветочек.

Воспитатель:  Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность?

Дети: большие чуткие уши.

Воспитатель: Кого испугался заяц? А какие еще враги у зайца?

Дети: сова, волк, лиса.

Воспитатель: Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать?

Дети: Лапы (ноги)

Воспитатель:  Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то, как он будет защищаться?

Дети: отбиваться лапами, кусаться

Воспитатель: Какие зубы у зайца?

Дети: острые

Воспитатель: А почему зимой заяц белый?

Дети: белая шкура помогает спасаться от врагов.

Воспитатель: А вы знаете  загадки про зайца? Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.  Ребята, давайте попросим зайчика подождать нас на полянке. Мы дадим ему наше угощение.

Дети: дают морковку.

Воспитатель: ребята, а вы больше ничего не заметили?  Подойдем к елке и посмотрим, что тут произошло?  Лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал?

Дети: Белка

Воспитатель: СУ-СУ-СУ-СУ-СУ-СУ, белку видели в лесу? Что она искала в шишках? А зачем ей семена? А чем еще питается зимой белка?

Дети: ягодами грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: А вот и сама белочка. Какого цвета она?

Дети: Серая

Воспитатель: Почему?  Какие деревья зимой?

Дети: Голые и серые

Воспитатель: Белочку, какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (сравните 2-х белок). Как называется жилище белок?

Дети: дупло

Воспитатель: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом  законопатила. Недаром ее в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне - дупло. В дупле - тепло. Она защищается от врагов лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерево, а еще она может питается на стволе дерева. Белка приспособилась жить зимой в лесу. (Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, легко лазает по деревьям). Иди белочка – красавица к зайчику и подожди нас.

Дети: Угощают белочку шишками.

Воспитатель: Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро и все деревья прикрыты от мороза.

 Отгадайте про кого эта загадка:

Рыжая хозяйка по лесу прошла,

Стежки – дорожки хвостом подмела

Величают ее Лиса - всему лесу краса!

Дети: Лиса

Воспитатель: Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает?

Дети: Мышей

Воспитатель: что ей помогает выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем еще питается лиса?

Дети: Мелкие зверюшки, птицы.

Воспитатель: Лисица проворный и осторожный зверь. Днем лисица прячется в глубокой норке, которую устраивает в глухом лису. Но она может занять чужую норку. Зимой жизнь в лису замирает и главным лисичкиным кормом  становятся мыши – полевки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках.  Ну уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубки острые!  Если совсем голодно лисе , то она идет в деревню кур да уток воровать. Зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: заметает следы и согревает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней.

Дети: Дают рыбку лисе

Игра «Лиса и зайцы» (Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать)

На лесной лужайке разбегались зайки.

Вот какие зайки, зайки – побегайки. (Прыгают).

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.

Вот какие лапки, лапки – царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся).

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.

Ребенок: ищет зайцев и поет «Где же, где же зайки? Зайки побегайки? Ах вот вы где!» (Догоняет)

Воспитатель: Ребята, а теперь тихонько понаблюдаем вон за теми животными  (Картина «Волки», « Лоси»). Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, теплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти  он не меняет, остается  серебристо – серой. На кого охотятся волки?

Дети: волки охотятся на крупных животных; оленей, лосей.

Воспитатель: у волков сильные ноги и они  долго могут  бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на нее. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей  стаей  всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие  слабые волки ему подчиняются. Посмотрите на Лося. Большое это животное или маленькое? Расскажите про него?

Дети: Большой, высокий имеет длинные ноги, сильные копыта, рога

Воспитатель:  Лоси умеют легко бегать  по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев. НО после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревья оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут помощь животным приходят люди – лесники. Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают венички березовые  и осиновое, сено, делают кормушки. А почему невидно медведя и ежа?

Возвратимся к животным на полянке .  Скажите, чем они все похожи?

Дети: У них есть шерсть, 4 ноги (лапы), голова, уши, хвост, туловище.

Воспитатель: Те животные, которые питаются другими животными: волк, лиса их называют – ХИЩНИКАМИ. А зайца, белку, оленя – ТРАВОЯДНЫМИ.

Понравилось вам а лесу? Вы много узнали о животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: Cветофор

Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге.Задачи:образовательные: формировать представления детей о светофоре, его действиях в регулировании дорожного движения;развивающие: закреплять з...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в младшей группе Тема: Деревья

Конспект занятияПо ознакомлению с окружающиммиром в младшей группеТема: Деревья    Составила: Тадонова Е.А.Воспитатель ГБДОУ № 52детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Пет...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Как лесные звери готовятся к зиме?»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Как лесные звери готовятся к зиме?»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Заяц и волк - лесные жители»

Обогащать представления детей о диких животных (отмечать характерные признаки представителей животных) воспитывать интерес к живой природе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В младшей группе Тема: «Бумага или ткань?»

Учить различать детей ткань и бумагу, делать выводы, основываясь на собственном опыте.                                ...