Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ванина Алёна Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»

Конспект (НОД) по познавательному развитию в подготовительной группе .

Тема : "Ходит капелька по кругу."

Образовательная область: " Познание "

Интеграция образовательных областей: " Познание ", " Социализация ", " Коммуникация ", "Здоровье ", " Безопасность ", " Музыка ".

Детская деятельность:

- игровая

- познавательная

- коммуникативная

- музыкально - художественная

- двигательная

Цель :

Способствовать практическому освоению детьми приёмов исследовательской деятельности при ознакомлении с водой.

Задачи :

Познание - Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твёрдая, жидкая, газообразная) ; познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления, определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Коммуникация - Развивать фонематический слух. Активизировать и обогощать словарь детей существительными, прилагательными по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

Социализация - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту) .

Здоровье - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Безопасность - Формировать представление о соблюдении техники безопасности в природе.

Музыка - Развивать образное восприятие музыки.

Методы и приёмы :

- игровой (введение игровых моментов)

- наглядный (схема, эмблемы, рисунки)

- словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера)

- практический (опыты)

Предварительная работа :

- чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о воде, прослушивание аудио записи " Шум воды ".

Материал : конверт с письмом, лента - "ручеёк", "камешки - цифры, глобус, деревяная дощечка, стаканчики с водой, тарелочки с солью, эмблемы капелек, схема круговорота воды в природе, рисунки : холодильника, крана, чайника, музыкальное сопровождение: " шум дождя", лейка.

Ход занятия.

Занятие начинается с игры " Ручеёк "

- Ребята, заигралась я с вами и забыла, что нам пришло письмо. Вот оно. (открываю конверт)

" Здравствуйте дети! Пишет вам Морской Царь. Я прошу помочь вас найти мне ответ на вопрос " Что бывает твёрдым, жидким, газообразным? ". А ответить на вопрос вам поможет моя волшебная лейка.

Морской Царь.

(имитация полива детей)

Ну-ка лейка, лей-лей-лей

На ребяток, не жалей.

В капельки пусть превратятся

От души повеселятся.

- Вот вы и капельки воды. Расскажите о себе : какие вы, где живёте, какого цвета, какой у вас характер, где любите бывать. (ответы детей .)

- А теперь капельки соберутся в тучку и тучка отправится в путь. Закройте глаза и представьте, что наша тучка плывёт по небу.

- Что капельки могут увидеть внизу на земле? (ответы детей .)

Но что - то капельки заскучали, стали толкаться, плакать и пошёл дождь. (звучит фонограмма дождя, переходим к ручейку.)

- Закончился дождик, капельки попали в ручеёк. Бежит он между камушков к реке, а камешки - цифры подсказывают ему дорогу. Интересно, куда приведёт нас ручеёк?

- А попали мы в уголок прроды. Я скажу вам по секрету, здесь мы будем проводить опыты.

- Посмотрите, что это? (глобус)

- Как вы думаете, что на гдобусе обозначено синим цветом? (вода)

- А чего больше - воды или суши? (воды)

- А что обозначено белым цветом? (снега, льды)

- Правильно, льды и снега - тоже вода, только замёрзшая.

- А где воды больше: в море или в реке? Почему? (многие реки стекают в моря)

- А откуда реки знают, что им нужно течь к морю? Хотите узнать?

1 опыт.

Возьмём дощечку и капнем на неё воды. Эта капелька похожа на речку. Немного наклоним дощечку - река потекла. А если сильнее наклонить - она потечёт быстрее. Как вы думаете, где река течёт быстрее : с гор или по ровной местности? (ответы детей) .

2 опыт.

- Посмотрите, перед вами стаканчики.

- Что налито в них? (вода)

- Какого она цвета?

- Как узнать, какой запах у воды?

- Как определить, какая она на вкус?

- Вообще - то, незнакомую жидкость пить нельзя, но явам разрешаю попробовать. Какой у неё вкус? (вода без цвета, запаха, вкуса) .

- Эту воду люди употребляют в пищу, она называется пресная.

3 опыт.

- Добавьте в воду немного соли и размешайте. Почему её не видно?

- Почему вы думаете, что она растворилась?

- Попробуйте воду. Какая она на вкус?

- Такую воду можно пить? А поливать растения? А какой можно?

Итог: Да, это солёная вода - она бывает в морях и океанах.

- Мы провели с вами опыты и узнали, что вода бывает пресной и солёной. Многие реки стекаются в моря, и с гор они текут быстрее, чем по ровной местности.

- Капельки, а хотите стать следопытами? Посмотрите вокруг и наклейте капельку, где нужна вода. (цветы, аквариум, кран, чайник) .

- Молодцы, капельки - следопыты, вы правильно определили где нужна вода.

- Капельки, хотите поиграть? Ответьте на вопросы:

- Когда вода бывает пушистой? (снег)

- Скользкой? (лёд)

- Высокой? (фонтан, волна)

- Круглой? (в стакане)

- Смешной? (в луже)

- Молодцы, капельки. Но я вижу, вы уже устали путешествовать по свету, пора и отдохнуть. Плывите капельки ко мне.

Физ. Минутка.

- Присядем на цветы, травку, листья. Спите капельки, спите. (звучит музыка). Но вот наступило утро. Ещё все спят, а капельки уже проснулись, потянулись и сказали всем " С добрым утром! "

Но они разбудили крапиву. Крапива злая (показать мимикой). Расправила свои листочки и обожгла капельки. Испугались капельки, притихли, сжались.

Подул ветерок, и капельки упали в бутон колокольчика. Капельки умыли бутон, листочки, стебелёк. (поглаживаю детей) .

А сейчас подул волшебный ветерок и наши капельки превратились в детей и очутились в группе.

- Какой длинный путь проделали капельки: были на небе, в ручейке, на траве. Капельки воды в природе путешествуют по кругу.

Работа по схеме.

- Посмотрите, на схеме изображено путешествие капелек. Откуда начали путешествие капельки?

- Куда упали? Капельки собрались в ручейки, но выглянуло солнышко, пригрело и капельки в виде пара опять поднялись вверх. На небе собрались в облачко, а облочки образуют тучки.

- Вот так они путешествуют по кругу круглый год: в тёплое время года идёт дождь, а в холодное - снег.

- Ребята, а загадку - то мы с вами так и не отгадали. Морской Царь спрашивает: что бывает твёрдым, жидким, газообразным?

- Я подскажу : вам нужно ответить на вопросы, а на столе лежат карточки - ответы. Вам нужно выбрать картинку отвечающую на вопрос. (картинки с изображением льда, дождя, кипящий чайник.)

Загадки о воде.

1 - В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

- Правильно, это вода.

- Какая она? (жидкая). Что мы знаем о воде? (ответы детей)

2 - Что случится с водой, если её поместить в холодильник, в

морозильную камеру? (замёрзнет)

- А лёд какой? (твёрдый)

3 А что если мы воду сильно нагреем, что с ней произойдёт?

(ответы детей)

- Вода превращается в мелкие капельки, которые поднимаются

вверх ввиде пара.

- Так что же бывает жидким, твёрдым, газообразным? (вода) .

Вот мы и нашли отгадку на загадку Морского Царя. Мы обязательно напишем об этом Морскому Царю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»

Конспект (НОД) по познавательному развитию в подготовительной группе .

Тема : "Ходит капелька по кругу."

Образовательная область: " Познание "

Интеграция образовательных областей: " Познание ", " Социализация ", " Коммуникация ", "Здоровье ", " Безопасность ", " Музыка ".

Детская деятельность:

- игровая

- познавательная

- коммуникативная

- музыкально - художественная

- двигательная

Цель :

Способствовать практическому освоению детьми приёмов исследовательской деятельности при ознакомлении с водой.

Задачи :

Познание - Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твёрдая, жидкая, газообразная) ; познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления, определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Коммуникация - Развивать фонематический слух. Активизировать и обогощать словарь детей существительными, прилагательными по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

Социализация - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту) .

Здоровье - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Безопасность - Формировать представление о соблюдении техники безопасности в природе.

Музыка - Развивать образное восприятие музыки.

Методы и приёмы :

- игровой (введение игровых моментов)

- наглядный (схема, эмблемы, рисунки)

- словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера)

- практический (опыты)

Предварительная работа :

- чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о воде, прослушивание аудио записи " Шум воды ".

Материал : конверт с письмом, лента - "ручеёк", "камешки - цифры, глобус, деревяная дощечка, стаканчики с водой, тарелочки с солью, эмблемы капелек, схема круговорота воды в природе, рисунки : холодильника, крана, чайника, музыкальное сопровождение: " шум дождя", лейка.

Ход занятия.

Занятие начинается с игры " Ручеёк "

- Ребята, заигралась я с вами и забыла, что нам пришло письмо. Вот оно. (открываю конверт)

" Здравствуйте дети! Пишет вам Морской Царь. Я прошу помочь вас найти мне ответ на вопрос " Что бывает твёрдым, жидким, газообразным? ". А ответить на вопрос вам поможет моя волшебная лейка.

Морской Царь.

(имитация полива детей)

Ну-ка лейка, лей-лей-лей

На ребяток, не жалей.

В капельки пусть превратятся

От души повеселятся.

- Вот вы и капельки воды. Расскажите о себе : какие вы, где живёте, какого цвета, какой у вас характер, где любите бывать. (ответы детей .)

- А теперь капельки соберутся в тучку и тучка отправится в путь. Закройте глаза и представьте, что наша тучка плывёт по небу.

- Что капельки могут увидеть внизу на земле? (ответы детей .)

Но что - то капельки заскучали, стали толкаться, плакать и пошёл дождь. (звучит фонограмма дождя, переходим к ручейку.)

- Закончился дождик, капельки попали в ручеёк. Бежит он между камушков к реке, а камешки - цифры подсказывают ему дорогу. Интересно, куда приведёт нас ручеёк?

- А попали мы в уголок прроды. Я скажу вам по секрету, здесь мы будем проводить опыты.

- Посмотрите, что это? (глобус)

- Как вы думаете, что на гдобусе обозначено синим цветом? (вода)

- А чего больше - воды или суши? (воды)

- А что обозначено белым цветом? (снега, льды)

- Правильно, льды и снега - тоже вода, только замёрзшая.

- А где воды больше: в море или в реке? Почему? (многие реки стекают в моря)

- А откуда реки знают, что им нужно течь к морю? Хотите узнать?

1 опыт.

Возьмём дощечку и капнем на неё воды. Эта капелька похожа на речку. Немного наклоним дощечку - река потекла. А если сильнее наклонить - она потечёт быстрее. Как вы думаете, где река течёт быстрее : с гор или по ровной местности? (ответы детей) .

2 опыт.

- Посмотрите, перед вами стаканчики.

- Что налито в них? (вода)

- Какого она цвета?

- Как узнать, какой запах у воды?

- Как определить, какая она на вкус?

- Вообще - то, незнакомую жидкость пить нельзя, но явам разрешаю попробовать. Какой у неё вкус? (вода без цвета, запаха, вкуса) .

- Эту воду люди употребляют в пищу, она называется пресная.

3 опыт.

- Добавьте в воду немного соли и размешайте. Почему её не видно?

- Почему вы думаете, что она растворилась?

- Попробуйте воду. Какая она на вкус?

- Такую воду можно пить? А поливать растения? А какой можно?

Итог: Да, это солёная вода - она бывает в морях и океанах.

- Мы провели с вами опыты и узнали, что вода бывает пресной и солёной. Многие реки стекаются в моря, и с гор они текут быстрее, чем по ровной местности.

- Капельки, а хотите стать следопытами? Посмотрите вокруг и наклейте капельку, где нужна вода. (цветы, аквариум, кран, чайник) .

- Молодцы, капельки - следопыты, вы правильно определили где нужна вода.

- Капельки, хотите поиграть? Ответьте на вопросы:

- Когда вода бывает пушистой? (снег)

- Скользкой? (лёд)

- Высокой? (фонтан, волна)

- Круглой? (в стакане)

- Смешной? (в луже)

- Молодцы, капельки. Но я вижу, вы уже устали путешествовать по свету, пора и отдохнуть. Плывите капельки ко мне.

Физ. Минутка.

- Присядем на цветы, травку, листья. Спите капельки, спите. (звучит музыка). Но вот наступило утро. Ещё все спят, а капельки уже проснулись, потянулись и сказали всем " С добрым утром! "

Но они разбудили крапиву. Крапива злая (показать мимикой). Расправила свои листочки и обожгла капельки. Испугались капельки, притихли, сжались.

Подул ветерок, и капельки упали в бутон колокольчика. Капельки умыли бутон, листочки, стебелёк. (поглаживаю детей) .

А сейчас подул волшебный ветерок и наши капельки превратились в детей и очутились в группе.

- Какой длинный путь проделали капельки: были на небе, в ручейке, на траве. Капельки воды в природе путешествуют по кругу.

Работа по схеме.

- Посмотрите, на схеме изображено путешествие капелек. Откуда начали путешествие капельки?

- Куда упали? Капельки собрались в ручейки, но выглянуло солнышко, пригрело и капельки в виде пара опять поднялись вверх. На небе собрались в облачко, а облочки образуют тучки.

- Вот так они путешествуют по кругу круглый год: в тёплое время года идёт дождь, а в холодное - снег.

- Ребята, а загадку - то мы с вами так и не отгадали. Морской Царь спрашивает: что бывает твёрдым, жидким, газообразным?

- Я подскажу : вам нужно ответить на вопросы, а на столе лежат карточки - ответы. Вам нужно выбрать картинку отвечающую на вопрос. (картинки с изображением льда, дождя, кипящий чайник.)

Загадки о воде.

1 - В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

- Правильно, это вода.

- Какая она? (жидкая). Что мы знаем о воде? (ответы детей)

2 - Что случится с водой, если её поместить в холодильник, в

морозильную камеру? (замёрзнет)

- А лёд какой? (твёрдый)

3 А что если мы воду сильно нагреем, что с ней произойдёт?

(ответы детей)

- Вода превращается в мелкие капельки, которые поднимаются

вверх ввиде пара.

- Так что же бывает жидким, твёрдым, газообразным? (вода) .

Вот мы и нашли отгадку на загадку Морского Царя. Мы обязательно напишем об этом Морскому Царю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие с капелькой"

Данное занятие проводилось в рамках городского семинара-практикума по приемственности дошкольного и школьного образования....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная Капелька"

Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.Воспитывать бережное отношение к воде....