Организованная образовательная деятельность "Вода вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Богданова Анна Михайловна

         Организоованная образовательная деятельност на тему   «Вода вокруг нас».

            Для детей подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_voda_vokrug_nas.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

         Организоованная образовательная деятельность    

                             «Вода вокруг нас»

Для детей подготовительной к школе группе

Цель:  создание условий для развития познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность.

Задачи:

- дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе;

- закрепить знания детей о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы);

-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы;

– развивать умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение;

- активизировать словарный запас детей – прозрачный, фильтр, воронка;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей: 

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Материалы для НОД:

– прозрачные сосуды (стаканчики) цилиндрической формы (узкие и широкие), сосуды фигурной формы;

– стеклянные воронки;

– фильтрованная бумага;

– вещества, которые будем растворять в воде: (сахар, соль, мука, травяной настой, растительное масло);

- презентация «Вода вокруг нас»

 Предварительная работа: чтение стихов о воде, наблюдение за лужами на прогулке (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме.

Организация деятельности детей:

I. Вводный этап

Введение в тему

-  Ребята, я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы сможете узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

       Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,

       Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

       Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

       Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

       Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

       Чтобы плыли корабли, чтобы не было беды

       Жить нельзя нам без …(воды)

- Как вы думаете, о чем же у нас  сейчас  пойдет разговор?  (о воде)

II.  Основной этап  

- Для чего мы ее используем?   (моем руки, пьем, стираем вещи, купаемся,

поливаем растения, моем пол, варим еду, поим домашних животных и т.д.)

- Где можно обнаружить воду?   (рассуждения детей)

- Ребята, а хотите посмотреть, где можно увидеть воду на нашей планете?

Просмотр презентации «Вода вокруг нас»

Слайд 1

(географическая карта мира)- Посмотрите внимательно и скажите, чего на

нашей планете больше воды или суши? (рассуждения детей)

Слайд 2

- Ребята, где можно увидеть воду на нашей планете?

Бывает вода в реках. Как мы ее назовем? (речная). Бывает вода в озерах. Какая вода?  (озерная). А если вода в болоте? (болотная) 

- Как вы думаете, в реках и озерах вода имеет какой-то вкус?  (ответы детей)

Элементарный опыт

Предложить детям попробовать на язык обычную воду

Вывод: в реках и озерах вода без вкуса, она называется пресной.

Слайд 3

- Ребята, а где еще можно увидеть воду на нашей планете?

- Бывает вода в морях и океанах.

- Как вы думаете, а в морях и океанах вода имеет какой-то вкус?  (ответы детей)

Элементарный опыт

Предложить детям попробовать на язык подсоленную воду

Вывод: в морях и океанах вода соленая, она называется морской.

- Как вы думаете, можно ли эту воду пить?

Физминутка «Море»

Море очень широко,     (дети широко разводят руки в сторону)

Море очень глубоко      (приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья,    (выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить - нельзя.     (разводят руки в сторону, приподняв плечи)

Проблемная ситуация

- Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла? (размышления детей)

Вывод: мы не можем прожить без воды.

- Ребята, а хотите познакомиться со свойствами воды?

Экспериментирование

Опыт 1. «Вода – прозрачная»

- Ребята в один стакан налейте обычную воду из под крана, а в другой стакан – молоко из пекета.

- А теперь сквозь воду в стаканчике посмотрите на наши игрушки, на ваши лица.

- Видны ли вам те предметы, на которые вы смотрите?

(дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но видно их хорошо) 

- А теперь сквозь молоко в стаканчике посмотрите на наши игрушки, на ваши лица.

- Видны ли вам те предметы, на которые вы смотрите?

(дети высказывают свое мнение: сквозь молоко предметы не видны) 

Вывод детей:  вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2. «У воды нет запаха»

- Ребята, предлагаю вам понюхать воду и сказать, чем она пахнет?

Вывод детей:  вода не имеет запаха.

Опыт 3. «Лед – это твердая вода»

(предлагаю детям взять в руки кубики льда: большой кубик и маленький)

- Ребята, что происходит с кубиками льда?

- Что образуется вместо льда?

- Какой кубик льда быстрее растаял? Почему?

Вывод детей:  лед, снег – это все вода.

Опыт 4. «Вода – жидкая, может течь»

(предлагаю детям 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой)

- Перелейте воду из одного стакана в другой.

- Льется вода? Почему?

(предлагаю детям 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с густым киселем)

- Перелейте кисель из одного стакана в другой.

- Льется кисель? Почему?  (нет, густой)

Вывод детей:  вода – жидкая.

Опыт 5. «Вода – растворитель»

- Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных стаканчиках находятся вещества.

- Что это за вещества?  (дети выдвигают предположения: на столе находятся мука, крахмал, соль, сахар, растительное масло, настой травы)

- А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у

нас получится. Что получается?

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам: 

- соль и сахар быстро растворяются в воде, но вода при этом остается прозрачной;

- мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной;– Настой травы растворяется в воде быстро, но вода при этом изменяет цвет;

- масло не растворяется в воде, оно либо растекается тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Опыт 6. «Очищение воды»

- Ребята, можно ли очистить воду?

- Мы сейчас попробуем нашу воду очистить с помощью фильтров. Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку. Ставим воронку в чистый стаканчик, понемногу  вливаем раствор (дети фильтруют воду)

Выводы:

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что, оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла;

- не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: соль, сахар;

- хуже всего отфильтровался настой травы: отфильтрованный раствор остался желтым;

- после фильтрования раствора крахмала, муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр, большая часть муки и крахмала остались на самом фильтре.

- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная, ее очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод, ею можно умываться, варить суп, компот, поливать цветы.

III.  Заключительный  этап  

Рефлексия «Камень говорения»  (дети – в кругу)

Каждый ребенок  высказывается и  передает «Камень говорения» следующему: 

 - Что интересного было на занятии? Что запомнилось больше всего?

- С какими трудностями столкнулись?

 - Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: «ВОДА ВОКРУГ НАС»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, вкуса, льется). Дать представление о плавучести предметов. Развивать умение действовать по алгоритму.Расширение представления детей об окружающем мире че...

Организованная образовательная двигательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света»

Организованная образовательная двигательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы  «Путешествие вокруг света». Цель: создание условий для развития двигательн...

Организованная образовательная деятельность ОБЖ "Опасность вокруг нас!""

ООД по ОБЖ «Опасность вокруг нас» (младшая группа)Цель: Формировать понятия об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.Задачи: Дать представление о том, во что нель...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование элементарных знаний о воздухе.Задачи: Образовательные: расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Создавать условия для расширения представлений детей об ок...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Удивительное путешествие капельки вокруг света».

Конспект организованной образовательной деятельности для детейподготовительной к школе группы«Удивительное путешествие капельки вокруг света».Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в...