Конспект занятия «Воздух-невидимка!»
план-конспект занятия по окружающему миру

Сизова Ирина Анатольевна

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира,

Задачи:

Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh_nevidimka.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Воздух-невидимка!»

Составитель: Сизова И.А


     Область: Познание.

Интеграция областей«Коммуникация»«Социализация».

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира,

Программное содержание:

Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы: фартуки, стаканы, трубочки,  пакеты, дудочка, свистулька, резиновые игрушки, стирательные резинки,  емкости с водой, иллюстрации, конверт, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

А сейчас пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра на общение

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

В: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

В: Давайте,  с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

В: Так значит,  для чего нам нужен воздух?

Д(дышать)

Делают выводвоздух необходим для дыхания.

В: Ребята, вспомните, где мы с вами живем? (ответы детей) Правильно, на Дальнем Востоке. Помните, я вам рассказывала, что на Дальнем Востоке самый полезный воздух. Почему? (потому что у нас растет огромное разнообразие деревьев, а деревья вырабатывают кислород, воздух)

В: Давайте вспомним, какие деревья растут у нас на Дальнем Востоке(ответы детей)

В: Молодцы, ребята! Много назвали вы деревьев. А как вы думаете, нужно ли охранять и беречь наш воздушный океан? Как можно это делать? (не жечь без надобности костры, охранять леса от пожаров, высаживать деревья)

В: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

В: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.

В: И мы конечно тоже не можем прожить без воздуха. Да, ребята, человек без еды может прожить около месяца. Без воды, около 10 дней. А без воздуха(не больше 5 минут) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздухВоздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Аудиозапись: звук ветра

В: Как вы думаете, что такое ветер?

Д:)

В: Посмотрите, у меня есть полоски бумаги давайте подуем на них. Что происходит с ними? Почему бумага движется, наклоняется?

Д: Бумага изгибается под струей воздуха.

В: Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса

Получается, что у воздуха есть свои секреты?

Ребята, а ведь я не просто у вас спрашиваю о воздухе. Сегодня, когда я шла в детский сад, мне повстречался почтальон, который передал мне письмо.

Это письмо из института «Воздуха». В этом институте взрослые, образованные люди, проводят исследования и эксперименты с воздухом, изучают его свойства, состав. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты. Поможем, ребята? (ответы детей). А все результаты наших экспериментов мы передадим в институт.

Теперь вы понимаете, почему мы с вами так одеты? Мы с вами теперь сотрудники института «Воздуха». Сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.

- Что делают в лаборатории?

Ответы детей:

- Правильно, проводят опыты и эксперименты.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?

Ответы детей: соблюдать тишину, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус не мешать друг другу, Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

И давайте отправимся в нашу лабораторию.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся) Проверяйте, правильно ли вы сели? (посмотрите на нашу девочку)

Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух(Нет, не видим, он невидимый)

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух(ответы детей)

Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)

А я знаю один способ.

Эксперимент № 2 «Как поймать воздух

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Выводвоздух можно почувствовать.

Физминутка:

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончим отдыхать

Дальше будем узнавать

В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь.: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух(Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)

Выводвоздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Выводвоздух умеет переносить запахи

Эксперимент № 5 «Воздух легче, чем вода?»

В: Это мы сейчас проверим.

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)

Выводвоздух легче, чем вода.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать(ответы детей) Эта техника называется кляксография. Посмотрите, какие картины можно нарисовать при помощи этой техники. Мы обязательно с вами попробуем что-нибудь нарисовать.

В: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)

Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?

Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Как вы думаете, мы смогли помочь ученым? Давайте результаты наших экспериментов вложим в конверт и отправим почтой в институт «Воздуха»

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята.

https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-ekologii/srednyaya-gruppa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

Конспект занятия "Воздух- невидимка"

Задачи:*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным...

конспект занятия "Воздух-невидимка"

Познавательное занятие для детей средней, старшей группы в детском саду....

Конспект занятия "Воздух- невидимка"

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности...

Конспект занятия " Воздух-невидимка"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы " Воздух-невидимка"...