конспект занятия "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Герцик Ирина Алексеевна

Познавательное занятие для детей средней, старшей группы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh.odt14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД «Воздух — невидимка»

средняя группа 4-5 лет.

Цель: Познакомить детей в ходе исследовательской работы со свойствами воздуха, его значением для жизни на земле; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны, расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать способность делать умозаключения, анализировать.

Сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, природе.

Задачи:

Образовательные:

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

дать представление о том, что воздух обладает свойствами(невидимый, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения     воздуха;

способствовать формированию у детей познавательного интереса;

обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

 Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое-неживое». Беседы из цикла «Земля-наш общий дом», чтение познавательной литературы; изготовление бумажных корабликов.

Оборудование:

  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
  •  мыльные пузыри (по количеству детей);
  •  кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
  • тазики – «море» для корабликов
  • салфетки бумажные (по количеству детей);
  • веера (по количеству детей);
  •  апельсин.

Ход занятия:

Воспитатель:  Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Мы с вами будем изучать загадочное вещество. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

"Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!"

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: А как вы думаете что такое воздух?

Дети ............

Воспитатель: Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления, если они дышат, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?

Дети:...........

Воспитатель : (перечисляет: дерево,насекомые, окно, люди,стол, животные, цветы, камень …)

Молодцы, ребята, все были внимательны. А  как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в маленьких учёных и отправимся в лабораторию. Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Лаборатория - это помещение где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего  не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: " Вокруг себя мы по вернёмся, раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся."

Ребята, как вы думаете, мы видим воздух?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. (Опыт №1: с полиэтиленовым пакетом)

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: А внутри человека есть воздух? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Дети подходят к столам и садятся на стульчики.

(Опыт № 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные! (пускаем мыльные пузыри)

Воспитатель: Воздух есть внутри предметов: мыльные пузыри, воздушные шарики, спасательный круг, надувные матрасы, шины в автомобиле и др. Пуская мыльные пузыри, мы доказали, что воздух занимает место, он не имеет формы, а принимает форму предмета, в котором находится.Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится много, и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? Через что?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем , как дышат наши носики. (встали и подышали через нос).

 Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас проведем опыт с салфеткой, чтобы доказать, что воздух есть и он движется.  (Опыт №3: с бумажной салфеткой).

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4. С веером.(раздаю веера)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем!

Игра « Кораблики»(дети подходят к тазикам с водой)

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись, наклонились, раз и два, чтоб не болела голова.

И закончили зарядку тихо, тихо сели за столы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается,  мы чувствуем запах цветов, продуктов, запах дождя? Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза.

Опыт №5: с апельсином (дети закрыли глаза, режу апельсин, дети нюхают воздух)

Воспитатель: Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

 Воспитатель:  Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.Давайте это проверим и поиграем в игру "Не дышу"( дети закрывают нос и рот и пытаются не дышать).

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель:  Нам с вами нужен чистый воздух и мы должны его беречь.

 А как вы думаете, отчего засоряется воздух?

Д:    ……

Воспитатель: Воздух загрязняют заводы и фабрики. Машины загрязняют воздух выхлопными газами. Загрязняют атмосферу лесные пожары.  Люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Д: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах.

Посадить как можно больше цветов, деревьев, потому что деревья очищают воздух,    поглощают   углекислый газ и выделяют  кислород. Чем больше зелени на земле, тем чище воздух!

Воспитатель: А теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.

Вокруг себя обернемся, немного пройдёмся и в детский сад вернёмся .

Ребята, где мы с вами сегодня были? О чём говорили?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух какой?

Дети: (ответы детей)

 Как много мы сегодня узнали о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Воздух легче воды и он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё мы узнали, что воздух не пахнет, но может передавать запахи;

Ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха.

Через нос проходит в грудь

и обратно держит путь,

он невидимый, но всё же

без воздуха мы жить не можем.

В: Посмотрите ребята, у нас на столе есть  грустные и веселые смайлики, если вам занятие понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если нет, то грустный .

Ребята, а я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет- любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз. А сейчас давайте с вами попрощаемся с нашими гостями и пройдём в группу. Ребятам пора на прогулку, гулять на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....