ПРОЕКТ «КРАСКИ ОСЕНИ ЧУДЕСНОЙ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Паркина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад №98 комбинированного вида»

Проект

«Краски осени чудесной»

        Подготовила:

        Паркина Т.Н.

                                                                                                               

:

        

                                                                                                                             

«Краски осени чудесной»

Старший дошкольный возраст.

Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный,  групповой. 

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца)

Сроки реализации: сентябрь-ноябрь

Участники проекта:  воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.

Тематическое поле: познание

Цель проекта 

Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Откуда хлеб пришел», «Грибы. Ягоды», «Деревья».

Задачи: 

  • Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих  в осенний период;
  • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
  •  Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.
  • Воспитывать эстетические чувства.

Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.

Актуальность темы:

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Формы и методы реализации проекта

  • Непосредственно- образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • создание и просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);

  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
  • Подготовка развивающей среды
  • Составление плана проекта

2

Практический

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
  • Выставка  творческих работ и поделок
  • Итоговое развлечение по теме проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
  • Подборка художественной литературы по лексическим темам.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.

Приложение.

1.Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»

Воспитатели, дети

2.

Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта

Воспитатели

3.

Родительское собрание с презентацией проекта (знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы)

Воспитатели, родители

4.

Консультации, буклеты, памятки  в родительский уголок:

  • «Игры с детьми на прогулке в осенний период»
  • «Осень, осень, в гости просим»
  • «Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени»
  • «Осенняя пора – очей очарованье!»
  • «Одеваемся по погоде»

Воспитатели

Практический этап

1.

  1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение  на протяжении проекта
  2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
  3. Разучивание песен по тематике проекта

Воспитатели и родители

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворения  И. Бунина «Листопад» , Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи",
  • Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого «Осень», И. Соколов- Микитов  «Листопадничек»
  • Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям.(рассматривание картины Серова «Октябрь»)
  • Рисование «Лес словно терем расписной…»

«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»

  • Аппликация «Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка», «Осенний ковер», «Ветка рябины»
  • Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний»

  • Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка», «В гости к бабушке»

Воспитатели и дети

3.

Наблюдение

  • ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию

Беседы

  • «Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?»

Труд в природе

  • Сбор семян цветов,  сухих листьев на участке ДОУ.

Воспитатели и дети

4.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Собери дерево»
  • «Бывает – не бывает»;
  • «От какого дерева листок»;
  • «Времена года».
  • «Когда это бывает?»
  • «Что перепутал художник»
  • «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
  • «Обведи по контуру»
  • «Овощной магазин»
  • «Узнай дерево»
  • «Чем отличаются и чем похожи деревья?»
  • «Загадай загадку»

Воспитатели и дети

5.

Составление загадок с использованием символов

Воспитатели и дети

6.

Экскурсия по аллее.

Пешеходные прогулки по улицам города.

Наблюдения за деревьями и другими растениями на участке ДОУ

Воспитатели

7.

Музыкальные тематические праздники и развлечения

«Золотая осень»

КВН «Мир осени»

«Осень в гости к нам пришла»

Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители

8.

Физкультурные тематические досуги

«Веселые старты», «Витамины спешат на помощь»

 

Воспитатели, дети

9.

Подвижные игры« У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк»

 Воспитатели, дети

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – осень?»

Воспитатели

2.

Инсценировка р.н.с. «Репка»

Воспитатели,  дети

3.

Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!»

Воспитатели, родители, дети  

4.

Музыкально-литературный вечер «Осень в гости к нам пришла»

 Воспитатели, дети, родители

5.

Оформление фотовыставки «Волшебница Осень»

Воспитатели, родители


2. Предметно-развивающая среда.

В группе

За пределами группы

1

Календарь наблюдений за погодой

Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне.

Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города.

2

Различные виды календарей

3

Каталог развивающих игр по тематике

4

Альбомы, фотоальбомы о природе

5

Художественная литература

6

Мультимедийные презентации, м/ф.

7

Атрибуты для сюж.рол.игр

8

Материалы для художественного творчества

3.Работа с детьми

Образовательная область

Форма организации(виды деятельности)

тема

Место проведения

количество

Познание

 Познавательно-исследовательская (Наблюдения)

«За деревьями»,

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору»

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»

«Какая это ягода?»

«Гриб-грибок»

Участок ДОУ

Аллея

ежедневно

Игровая (Дидактические игры)

«Узнай по описанию»

«Четвёртый лишний»

«Собери дерево»

«Бывает – не бывает»

«От какого дерева листок»

«Времена года».

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник»

«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)

«Обведи по контуру»

«Овощной магазин»

«Много – мало»

«Узнай дерево»

 «Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Загадай загадку»

Группа, участок ДОУ

Ежедневно

Познавательно-исследовательская

(Рассматривание альбомов, фотографий)

«Деревья» «Осенний лес»

«Природа Мордовии»

группа

ежедневно

Целевые экскурсии, пешие прогулки)

Центральная аллея по ул.Войнова

город

1 раз в месяц

Коммуникация

Коммуникативная (Составление описательных рассказов)

«Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение

художественной литературы

Коммуникативная

(Заучивание стихотворений)

 

И. Бунин «Листопад»

Трутнева «Листопад»

 Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень»

группа

По плану

Коммуникативная (Чтение  стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение)

Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 рассказ Г.Скребицкого «Осень»

басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Рисуем пейзаж», «Лес словно терем расписной», «Пластилиновое дерево», «Красавица береза» 

«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка»,

«Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка».

«Витамины с грядки»

группа

По плану

Рассматривание и обсуждение

репродукций пейзажей

 

Серов «Октябрь»

Репродукции Левитана Золотая осень»

М.Нестеров «Осенний пейзаж». 

группа

По плану

Музыка

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени

Музыкальный зал

 По плану.

Физкультура

Двигательная (Непосредственно образовательная деятельность, досуги)

Включение игр по теме

Участок детского сада, физкультурный зал

По плану

Культурно-досуговая деятельность

Физкультурный досуг

Музыкально-литературные вечера и праздники.

Музыкальный, физкультурный залы

По плану

Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.

Начало проекта: сентябрь

Конец проекта: ноябрь

Уровень знаний

Начало проекта

Кол-во детей

Конец проекта

Кол-во детей

примечание

1

высокий

3

12%

10

38%

2

средний

22

85%

16

62%

3

низкий

1

3%

0

 Выводы и результативность:  Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Республики Мордовия, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.    

        С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились  отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.

 

 Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений..  Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя»,  «золотая «,«поздняя осень»- чем они отличаются.

         Собирали семена цветов. Дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда берутся хвойные деревья?» и поразмышляли над вопросом «Для чего нужно беречь лес?»  

       Дети с большим желанием оказывали помощь персоналу ДОУ в сборе сухой листвы.  

    В ходе проекта дети посетили овощной магазин, где увидели разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей возникла самостоятельная сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».

В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

       

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
            Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..

Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.

Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.

Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).

Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.

Совместно с детьми и родителями в уголке природы нашей группы мы поместили муляжи и иллюстрации даров осени- овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы, мультимедиа

презентации. Родительский уголок пополнился различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.

Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.

     

КВН «Мир осени». (План мероприятия)

                                                               

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, кто самый эрудированный.

Воспитатель: За каждый правильный ответ вам будет даваться жетон.

Итак, вы готовы?(да). Тогда начнём с разминки.

 Разминка.                                                                               

Кто назовёт имена осенних месяцев?  (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.

Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».

- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).

- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).                                            

 -Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные)                .                                           Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели)        -Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).

Загадки.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл  долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи?  (птицы).

Жюри подводит итоги конкурса.

Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный.  Но вы ведь справитесь? (да).

Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».

«Отгадать дары осени».

1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает (лук).

3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков столько беленьких жильцов. (подсолнух) .

4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла) .

5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь) .

6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста) .

7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб) .

«Назвать пословицы, поговорки, народные приметы.

Гром в сентябре – теплая осень.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Осенней иней – к сухой солнечной погоде.

Если осенью снегу нанесет рано, то и весна ранняя.

Появится поздний грибок, так и будет поздний снежок.

Игра «Скажи иначе»

Осенью небо серое - темное  , хмурое, пасмурное.

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.

Осенью цветы высохли – завяли.

Осенью птицы улетают – косяком, стаями.

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.

Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.

«Угадай на вкус»

Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Вы должны с закрытыми глазами узнать на вкус дары осени (капуста, морковь. свекла, семечки, лук, чеснок, тыква) .

«Что перепутал художник»?

Детям предлагается по два изображения со временем года – 1) осень; 2)  зима. Нужно внимательно рассмотреть и сказать, что не так на картинке.

Подведение итогов. Вручение наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Краски осени чудесной"

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Краски осени чудесной» (для младшего дошкольного возраста)

Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно пер...

Отчет о проделанной работе над проектом «Краски осени чудесной» в младшей группе

Отчет о проделанной работе над проектом «Краски осени чудесной» в младшей группе...

Проект "Краски осени", календарно-тематическое планирование по недельному проекту

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. Явления и объекты природного мира привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. В условиях о...

Совместный проект музыкального руководителя и воспитателя «Краски осени чудесной»

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе...

Проект "Краски осени чудесной"

Краткосрочный проект...