Проектная работа "Краски осени чудесной"
проект (старшая группа) на тему

Галина Владимировна Калинина

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ №57.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_kraski_oseni_chudesnoy.docx499.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Краски осени чудесной»

Старший дошкольный возраст.

Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный,  групповой. 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации: с 13.09.15г. по 06.11.15г.

Участники проекта:  воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник.

Тематическое поле: познание

Интеграция образовательных областей: (коммуникация, социализация, художественное творчество,  чтение художественной литературы, музыкальное развитие, физическое развитие и здоровье, безопасность)

Цель проекта:

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ №57.

Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Золотая осень», «Щедрые дары природы», «Путешествие по России».

Задачи: 

  • Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих  в осенний период;
  • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
  •  Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.
  • Воспитывать эстетические чувства.

Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.

Актуальность темы:

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Проблема:  у детей с тяжелыми нарушениями речи слабо развиты психические процессы и мелкая моторика, что препятствует быстрому усвоению материала и выполнению работ по художественному творчеству.

Формы и методы реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • создание и просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
  • Подготовка развивающей среды
  • Составление плана проекта

2

Практический

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
  • Выставка  творческих работ и поделок
  • Итоговое развлечение по теме проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
  • Подборка художественной литературы по лексическим темам.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
  • Фильмы, фотографии, презентации о природе  Татарстана в осенний  период.

Приложение.

1.Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»

Воспитатели, дети

2.

Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

3.

Консультации, буклеты, памятки  в родительский уголок:

  • «Наблюдения осенью»
  • «Отравление грибами»
  • «Как одевать ребенка осенью»
  • «Принципы рационального питания»
  • «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

Воспитатели

Практический этап

1.

  1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение  на протяжении проекта
  2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
  3. Разучивание песен по тематике проекта

Воспитатели и родители

Музыкальный руководитель

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворения  И. Бунина «Листопад» ,  Ю. Тувим "Овощи",
  • Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого «Осень», И. Соколов- Микитов  «Листопадничек»
  • Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям (рассматривание картины Левитана «Березовая роща»)
  • Рисование «Золотая осень»

«Что нам осень принесла», «Грибы».

  • Аппликация «Осенние деревья», «Фрукты на тарелке», «На лесной полянке выросли грибы»,
  • Лепка «Витамины с грядки»,  «За грибами в лес осенний»
  • Ознакомление с окружающим «Осень золото роняет», «В лес за грибами и ягодами», «Откуда овощи и фрукты в магазине»

Воспитатели и дети

3.

Наблюдение

  • ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию

Беседы

  • «Какие деревья растут на территории детского сада?», «Золотая осень», «Чем полезны яблоки», «Дары огорода», «Что растет в саду?»

Труд в природе

  • Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ.

Воспитатели и дети

4.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Живая и неживая природа»
  • «Бывает – не бывает»;
  • «От какого дерева листок»;
  • «Что растет в земле, а что на грядке».
  • «Когда это бывает?»
  • «Подбери прилагательное»
  • «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
  • «Съедобное - несъедобное»
  • «Придумай загадку»
  • «Вершки - корешки»
  • «Чем отличаются и чем похожи деревья?»
  • «В саду – на огороде»

Воспитатели и дети

5.

Составление загадок с использованием символов

Воспитатели и дети

6.

Экскурсия в  парк

Пешеходные прогулки по улицам города.

Наблюдения за деревьями и другими растениями

Родители

Воспитатели

7.

Музыкальные тематические праздники и развлечения

 «Осень, осень, в гости просим»

Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители

8.

Подвижные игры« У медведя во бору», «Огородники», «Овощи», «Зайцы и охотник», «Летает – не летает»

 воспитатели, дети

Итоговый этап

1.

Инсценировка р.н.с. «Репка»

Воспитатели,  дети

2.

Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!»

Воспитатели, родители, дети  

3.

Оформление фотовыставки «Волшебница Осень»

Воспитатели, родители

2. Предметно-развивающая среда.

В группе

За пределами группы

1

Календарь наблюдений за погодой

Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне.

Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города.

2

Альбомы, фотоальбомы о природе

3

Художественная литература

4

Мультимедийные презентации, м/ф.

5

Атрибуты для сюж.рол.игр

6

Материалы для художественного творчества

3.Работа с детьми

Образовательная область

Форма организации(виды деятельности)

тема

Место проведения

количество

Познание

 Познавательно-исследовательская (Наблюдения)

«За деревьями»,

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору»

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»

«Какая это ягода?»

«Гриб-грибок»

Участок ДОУ

ежедневно

Игровая (Дидактические игры)

«Узнай по описанию»

«Четвёртый лишний»

«Бывает – не бывает»

«От какого дерева листок»

«Времена года».

«Когда это бывает?»

«Подбери прилагательное»

«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)

«Живая и не живая природа»

«Овощной магазин»

«Вершки – корешки»

 «Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Придумай загадку»

Группа, участок ДОУ

Ежедневно

Познавательно-исследовательская

(Рассматривание альбомов, фотографий)

«Деревья» «Осенний лес»

группа

ежедневно

Коммуникация

Коммуникативная (Составление описательных рассказов)

«Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение художественной литературы

Коммуникативная (Чтение  стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение)

Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 рассказ Г.Скребицкого «Осень»

басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».

Чтение Т. Александрова «Домовенок Кузька»,  Ю. Тувим «Овощи»

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Золотая осень», «Осенний узор», «Что нам осень принесла», «Фрукты на тарелке», «На лесной полянке выросли грибы», «Грибы».

группа

По плану

Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей

 Репродукции Левитана «Березовая роща»

группа

По плану

Социализация

Познавательно-исследовательская

Лес, парки

Сентябрь-октябрь

Музыка

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени

Музыкальный зал

 По плану.

Физкультура

Двигательная (НОД)

Включение игр по теме

Участок детского сада, физ. зал

По плану

Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.

Начало проекта:23. 09. 2013

Конец проекта:25.10.2013

Уровень знаний

Начало проекта

Конец проекта

примечание

1

высокий

____

____

8 чел.

50%

2

средний

8 чел

50%

8чел.

50%

3

низкий

_____

0%

16 чел

100%

 Выводы и результативность:  Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Татарстана, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.    

        С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились  отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.

 

 Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений..  Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя»,«поздняя осень»- чем они отличаются.

         Собирая шишки сосны и ели, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда берутся хвойные деревья?» и поразмышляли над вопросом «Для чего нужно беречь лес?»  

       Дети с большим желанием оказывали помощь  в сборе урожая кукурузы и лука на  огороде детского сада.  

   В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

C:\Users\111\Desktop\Новая папка (2)\Новая папка (4)\Фото0507.jpg       C:\Users\111\Desktop\Новая папка (2)\Новая папка (4)\Фото0554.jpg

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
            Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..

Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.

Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.

Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).

Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.

DSC05044

Совместно с детьми и родителями в уголке природы нашей группы мы поместили муляжи и иллюстрации даров осени- овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы, мультимедиа презентации. Родительский уголок пополнился различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.

Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.

   

C:\Users\111\Desktop\Новая папка (2)\Новая папка (4)\Фото0529.jpgC:\Users\111\Desktop\Новая папка (2)\Новая папка (4)\Фото0506.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" для детей 2-3 лет

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" Цель:  Доставить радость от пребывания в детском саду. Создать радостное настроение, вызв...

Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Золотая осень – чудесная пора!»

Интересный материал про осень для детей младшего возраста....

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

               Листья на ветру дрожат.                 Ветер дунул, листья сбросил      ...