НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Волшебная рукавичка" (экспериментирование по расширению представлений у детей о магните)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пылаева Оксана Валерьевна

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.

Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. («Познание»)

2. Учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом, способствовать позитивному отношению к миру. («Социализация»)

3. Развивать умение поддержать беседу, работать в подгруппах, высказывать и отстаивать свою точку зрения. («Коммуникация»)

4. Эмоционально реагировать на литературные произведения. («Чтение художественной литературы»)

5. Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам, вырабатывать привычку убирать своё место. («Труд»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Волшебная рукавичка!»

(экспериментирование по расширению представлений у детей о магните).

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.

Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. («Познание»)

2. Учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом, способствовать позитивному отношению к миру. («Социализация»)

3. Развивать умение поддержать беседу, работать в подгруппах, высказывать и отстаивать свою точку зрения. («Коммуникация»)

4. Эмоционально реагировать на литературные произведения. («Чтение художественной литературы»)

5. Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам, вырабатывать привычку убирать своё место. («Труд»)

Методы и приёмы: Практические (эксперименты, выполнение заданий с наглядным материалом);

Наглядные (демонстрация опыта);

Словесные (рассказывание, слушание вопросов, беседа).

Материалы и оборудование: Рукавичка с вшитым магнитом, магниты на каждого ребёнка, тарелочки, стаканчики, бумажные кораблики, «море» из картона,  коробочка с металлическими предметами: скрепки, гвоздики, саморезы, болты, гайки и др; и неметаллическими предметами: бумага, крупа, дерево, пуговки. Вода, посылка, конверт, шляпа и накидка, ноутбук, проектор, пуфики.

Предварительная работа: Чтение глав из книги Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитными рыбками, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. (Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки)

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Восп. - К нам сегодня рано утром пришел в группу почтальон и принес посылку. Сейчас мы узнаем, от кого она пришла и кому предназначена, а для этого нужно прочитать адрес. (Воспитатель предлагает детям прочитать адрес).

- Ребенок читает: - Кому: Детский сад “Василёк” детям старшей группы “Кувшинка”. От кого: Магнита Магнитыча

- Восп. - Я думаю всем интересно, что же в этой посылке, и мы ее конечно откроем.

2. Проблемная ситуация. (Воспитатель открывает посылку).

- Восп. - Ой, ребята смотрите, какая красивая рукавичка. Как вы думаете что – же мне делать с ней?

- Ребёнок: - Рукавичку нужно надеть на руку.

- Восп. -  Она может быть непростая, а волшебная?  Ой, а здесь  какая-то коробочка. Давайте, ребята, посмотрим, что в ней лежит.

- Сколько здесь различных предметов. (Открывает и берет предметы рукавичкой со словами…)

У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите

- Восп. – Ой! Что это? Что происходит с предметами?

- Дети: - Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.      

- Восп. - Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, что лежит в рукавице?                                                                                                                                                                                                                                        

   ( рассматривание рукавицы, видят магнит).

- В чём же секрет рукавички? (Ответы детей).

- Восп. - Какое свойство есть у магнита?

- Дети:  Он притягивает к себе предметы из металла, а из дерева, бумаги, пластмассы не притягивает. Поэтому, эти предметы примагнитились.

- Восп. – А здесь еще есть письмо (читает). Магнит Магнитыч приглашает нас в свою волшебную лабораторию, чтобы больше узнать о свойствах магнита.

А что бы в неё попасть, нужно закрыть глаза и  сказать волшебные слова: Покружись, покружись в лаборатории очутись. (Одеваю колпак и накидку)

3.Организация экспериментальной деятельности.

М.М.- Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы посетили мою лабораторию. Сначала напомню некоторые правила. В лаборатории нужно работать в специальной одежде. Предлагаю надеть вот эти колпаки. Во время работы должна быть тишина и порядок на столах. Нельзя шуметь и толкаться, выполнять только те действия, которые необходимы. В лаборатории надо работать дружно. (Дети присаживаются за столы)

- Я вижу, вы раскрыли тайну моей Волшебной рукавички?

- В чем же она заключается? Какие предметы притягивает магнит? (ответы)

 – У вас на столах лежат магниты, давайте их рассмотрим. (дети рассматривают магниты)

Какой магнит   на ощупь? (твердый, холодный, гладкий и т.д.)

-М.М. - Положите его на руку. Что вы чувствуете, какой магнит по весу? (магнит тяжелый)

ВЫВОД: Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, Магнит твердый, холодный, тяжелый. А кто знает стихи о магните?

- Ребенок: Мы с мамой взяли магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

                 Вот такой магнит-проказник!

- М.М.- Ребята, кто знает, откуда появился магнит? (ответы детей)

Я вам сейчас расскажу одну старинную легенду (Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка.)

Легенда о появлении магнита

- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Описание: hello_html_167be49.jpg

- Ребята, почему же магнит так назвали?

Физкультминутка


Я иду и ты идёшь – раз, два, три.   (шаги на месте).
Я пою и ты поёшь – раз, два, три. (дирижируем двумя руками).
Мы идем и мы поём – раз, два, три. (шаги на месте).
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (хлопки руками).

- М.М.  – Ребята, я вам предлагаю поиграть с магнитом и узнать много интересного о нём? (ответы детей).

   Руки вверх, руки вниз,

   Ждёт на занятии сюрприз!

Опыт №1.  « Всё ли притягивает магнит?»

- М.М. - У вас на тарелочке лежат вперемешку предметы, вам нужно в пустую тарелочку переложить только те предметы, которые магнит притягивает.   Как мы сможем это сделать?

- Дети:  С помощью магнита.

- М.М. - Что бы переместить металлические предметы в пустую тарелочку, надо провести над ними магнитом.

Приступаем! (дети при помощи магнита перекладывают железные предметы в пустую тарелочку)

Ребята, расскажите, что вы делали   и что получилось?

Дети:  Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

- М.М. - А какие предметы магнит не смог притянуть и почему?

- Дети:  Магнит не притянул пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, потому что они сделаны не из железа.

Опыт №2.   «Не замочи руки»

- М.М. – Ребята, а сейчас мы проверим, действует ли магнит через другие материалы? Скажите, можно ли достать из воды скрепку, не замочив рук?

- М.М. -  Давайте возьмём стакан с водой и опустим в него скрепку. А затем медленно проведем магнитом по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

- М.М. - Расскажите,  что получилось?

Дети:  Скрепка следует за движением магнита вверх.

- М.М. – Правильно. Магнит через стекло продвинул скрепку вверх не касаясь её. Это явление называется «магнитная сила», которая поднимает скрепку по стенкам стакана.

 (Дети хором произносят)

- М.М. - Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.

4. Дидактическая игра: “Магнитит – не магнитит”

 - М.М. Я вас приглашаю поиграть в игру “Магнитит - не магнитит”. Я буду магнитом. (Ведущий называет поочередно предметы металлические например: болт, гвоздик, скрепка. На слова, обозначающие металлические предметы дети бегут к педагогу. На слова обозначающие предметы из других материалов, например: кубик, карандаш, ленточка дети остаются на месте.

Опыт№ 3. Игра «Гонки на кораблях».

- М.М. - Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы бумажный кораблик начал двигаться?

Дети:  Ответ детей.

- М.М. -  Давайте положим кораблик на лист картона (море), магнит под картон. Затем двигаем кораблик по нарисованным дорожкам.

- Приступаем к гонкам.

- М.М. -  Какой можно сделать вывод? Почему кораблик двигается?

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Путешествие в волшебную лабораторию подошло к концу. Но с магнитом и его применением мы будем знакомиться на следующих занятиях.

5. Итог занятия: 

- Ребята, с чем вы сегодня познакомились?

- Что такое магнит? Магнит - это природный камень, который

умеет притягивать железо, Магнит твердый, холодный, тяжелый.

- Почему одни предметы магнит притягивает, а другие нет?

- М.М. - Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

- М.М. - Ребята, вы мне очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными. Но вам пора возвращаться в свою группу. А чтобы вы меня не забывали, я хочу подарить вам эти магнитики. А сейчас скажем волшебные слова: «Покружись, покружись в группе нашей очутись».

- Восп. – вот мы снова очутились в нашей группе.

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе «Почтальон Печкин в гостях у детей»

С помощью этого конспекта вы сможете ввести детей в сложный мир профессий, поможете им получить положительные эмоции, и выявите уровень актуального состояния детей. Отвечая на поставленные вами вопрос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я на представлении".

Предлагаемый план-конспект способствует расширению представлений детей о творческих профессиях, обогащению словаря по данной теме, воспитанию навыков правильного поведения в местах проведения культурн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детей ЗПР «Виды транспорта»

Задачи:  Образовательные:- познакомить детей с разным видом транспорта;- познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный...

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»

на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся  с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...