Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Балуева Оксана Владимировна

     

     

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. 

    Тема: Домашние животные.

    Цели урока: уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышей.

    Задачи:

    • Образовательные: закрепление понятия «домашние животные» и их детеныши, узнавание домашних животных изображённых в рисунках, повторение названий частей тела домашних животных.
    • Коррекционно-развивающие: дифференцировать понятия «домашние животные» и «домашние птицы»; развивать умение отгадывать загадки с опорой на наглядный материал; развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, кратковременную память, фразовую речь.
    • Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, учить слушать инструкцию педагога и выполнять предложенные задания.
    • Оборудование: магнитофон с записями звуков животных (мычание, хрюканье, мяуканье, лай). Плоскостные фигурки домашних животных. Картинки с контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, свинья, овца, собака, кошка, петух). Недорисованные картинки: собака без уха; кот, без ушей; лошадь без хвоста; корова без рогов.

    Ход занятия

    I. Орг. момент

    Игра «Узнай по описанию».

    Домашнее животное, у которого есть рога, вымя; дает молоко (Это Корова). Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей (Это Кошка). Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом (Это Собака). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой (Это Лошадь). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода (Это Коза). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами; дает шерсть и мясо (Это Овца). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок (Это Свинья).

    По мере отгадывания, выставляются на демонстрационную доску изображения животных. 

     

    II. Основная часть

    А сейчас послушайте внимательно, что это за звуки вы слышите? Включается запись «Звуки деревни».

    Дидактическая игра «Узнай по звуку домашнее животное». Отвечай на вопрос: что делает?

    Послушайте, чей голос вы слышите? Звучит мычание коровы.

    Кто это? Что делает корова? (Это корова. Корова мычит.) Звучит хрюканье свиньи.

    Кто это? Что делает свинья? (Это свинья. Свинья хрюкает.) Звучит лай собаки.

    Кто это? Что делает собака? (Это собака. Собака лает.) Звучит мяуканье кошки.

    Кто это? Что делает кошка? (Это кошка. Кошка мяукает.)

    Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал.

    Отгадайте мои загадки:

    Мохнатенькая,
    Усатенькая, молочко пьёт,
    Песенки поёт.
    Мягкие лапки,
    А в лапках царапки. (Кошка.)

    Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (Свинья.)

    Голодная мычит,
    Сытая жуёт,
    Всем ребятам
    Молока даёт. (Корова.)

    Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается. (Собака.)

    Заплелись густые травы,
    Закудрявились луга.
    Да и сам я весь кудрявый
    Даже завитком рога. (Баран.)

    Правильно отгадали. Это всё домашние животные.

     

    Дидактическая игра «Прятки».

    А сейчас я предлагаю вам представить, что вы домашние животные и мы свами поиграем в прятки. Закрывайте глаза. Дефектолог убирает одну картинку с доски. Открывайте глаза, кто спрятался?

    Последний раз выставляется картинка петух. Какая картинка новая появилась? Петух спрашивает, чем он отличается от других животных?

    Вспомним про петушка пальчиковую гимнастику:

    Петушок, петушок       складывается из пальцев одной руки фигура “Петушок”;
    Золотой гребешок,     вытягиваем пальцы, имитирующие гребешок петушка;
    Маслина головушка,  поглаживаем руку – петушка;
    Шёлкова бородушка. поглаживаем руку – петушка;
    Покормим петушка?  петушок клюёт вторую руку по ладошке.

    Физкультминутка

    Игра «Кто как передвигается?»

    Лошадь, корова, коза, овца, свинья – ходят; кошка - крадется; собака – бегает.

    Дети имитируют движения животных.

    Дидактическая игра: «Недорисованные картинки».

    Один мальчик гостил у бабушки в деревне. Он нарисовал домашних животных. Посмотрите его рисунки. Что забыл нарисовать мальчик?

    Собака без уха.
    Кот без ушей.
    Лошадь без хвоста. Сколько у лошади должно быть хвостов? 
    Корова без рогов. Сколько у коровы должно быть рогов?

    Игра с мячом: «Кто у кого?».

    Учитель–дефектолог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос: у коровы – кто детеныш? (телёнок); у собаки – щенок; у лошади – жеребёнок; у козы – козлёнок; у овцы – ягнёнок; у свиньи – поросёнок.

     Составление предложений по увиденному сюжету.

    Учитель-дефектолог выставляет на стол плоскостные фигурки. Дети составляют предложения.

    У бабушки живёт корова. У бабушки живут корова и кошка.
    У дедушки живёт собака. У дедушки живут баран и свинья.

     

    III. Итог

    Почему домашних животных называют домашними? Кто за ними ухаживает? Как ухаживает хозяин за своими животными?

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. 

    Тема: Домашние животные.

    Цели урока: уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышей.

    Задачи:

    1. Образовательные: закрепление понятия «домашние животные» и их детеныши, узнавание домашних животных изображённых в рисунках, повторение названий частей тела домашних животных.
    2. Коррекционно-развивающие: дифференцировать понятия «домашние животные» и «домашние птицы»; развивать умение отгадывать загадки с опорой на наглядный материал; развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, кратковременную память, фразовую речь.
    3. Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, учить слушать инструкцию педагога и выполнять предложенные задания.
    4.  Оборудование: магнитофон с записями звуков животных (мычание, хрюканье, мяуканье, лай). Плоскостные фигурки домашних животных. Картинки с контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, свинья, овца, собака, кошка, петух). Недорисованные картинки: собака без уха; кот, без ушей; лошадь без хвоста; корова без рогов.

    Ход занятия

    I. Орг. момент

    Игра «Узнай по описанию».

    Домашнее животное, у которого есть рога, вымя; дает молоко (Это Корова). Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей (Это Кошка). Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом (Это Собака). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой (Это Лошадь). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода (Это Коза). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами; дает шерсть и мясо (Это Овца). Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок (Это Свинья).

    По мере отгадывания выставляются на демонстрационную доску изображения животных.

    II. Основная часть

    А сейчас послушайте внимательно, что это за звуки вы слышите? Включается запись «Звуки деревни».

    Дидактическая игра «Узнай по звуку домашнее животное». Отвечай на вопрос: что делает?

    Послушайте, чей голос вы слышите? Звучит мычание коровы.

    Кто это? Что делает корова? (Это корова. Корова мычит.) Звучит хрюканье свиньи.

    Кто это? Что делает свинья? (Это свинья. Свинья хрюкает.) Звучит лай собаки.

    Кто это? Что делает собака? (Это собака. Собака лает.) Звучит мяуканье кошки.

    Кто это? Что делает кошка? (Это кошка. Кошка мяукает.)

    Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал.

    Отгадайте мои загадки:

    Мохнатенькая,
    Усатенькая, молочко пьёт,
    Песенки поёт.
    Мягкие лапки,
    А в лапках царапки. (
    Кошка.)

    Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (
    Свинья.)

    Голодная мычит,
    Сытая жуёт,
    Всем ребятам
    Молока даёт. (
    Корова.)

    Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается. (
    Собака.)

    Заплелись густые травы,
    Закудрявились луга.
    Да и сам я весь кудрявый
    Даже завитком рога. (
    Баран.)

    Правильно отгадали. Это всё домашние животные.

    Дидактическая игра «Прятки».

    А сейчас я предлагаю вам представить, что вы домашние животные и мы свами поиграем в прятки. Закрывайте глаза. Дефектолог убирает одну картинку с доски. Открывайте глаза, кто спрятался?

    Последний раз выставляется картинка петух. Какая картинка новая появилась? Петух спрашивает, чем он отличается от других животных?

    Вспомним про петушка пальчиковую гимнастику:

    Петушок, петушок       складывается из пальцев одной руки фигура “Петушок”;
    Золотой гребешок,    
    вытягиваем пальцы, имитирующие гребешок петушка;
    Маслина головушка, 
    поглаживаем руку – петушка;
    Шёлкова бородушка. 
    поглаживаем руку – петушка;
    Покормим петушка? 
    петушок клюёт вторую руку по ладошке.

    Физкультминутка

    Игра «Кто как передвигается?»

    Лошадь, корова, коза, овца, свинья – ходят; кошка - крадется; собака – бегает.

    Дети имитируют движения животных.

    Дидактическая игра: «Недорисованные картинки».

    Один мальчик гостил у бабушки в деревне. Он нарисовал домашних животных. Посмотрите его рисунки. Что забыл нарисовать мальчик?

    Собака без уха.
    Кот без ушей.
    Лошадь без хвоста. Сколько у лошади должно быть хвостов? 
    Корова без рогов. Сколько у коровы должно быть рогов?

    Игра с мячом: «Кто у кого?».

    Учитель–дефектолог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос: у коровы – кто детеныш? (телёнок); у собаки – щенок; у лошади – жеребёнок; у козы – козлёнок; у овцы – ягнёнок; у свиньи – поросёнок.

     Составление предложений по увиденному сюжету.

    Учитель-дефектолог выставляет на стол плоскостные фигурки. Дети составляют предложения.

    У бабушки живёт корова. У бабушки живут корова и кошка.
    У дедушки живёт собака. У дедушки живут баран и свинья.

    III. Итог

    Почему домашних животных называют домашними? Кто за ними ухаживает? Как ухаживает хозяин за своими животными?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития

    В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Транспорт" для детей с задержкой психического развития

    Конспект занятия для закрепления знаний детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет о транспорте, его видах, назначении. При проведении занятия используется мультимедийная презентация, движения ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детей ЗПР «Виды транспорта»

    Задачи:  Образовательные:- познакомить детей с разным видом транспорта;- познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

    Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

    Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

    Конспект НОД по аппликации на тему: «Чайная посуда» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

    Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.Цель: разви...