Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_celostnoy_kartine_mira.docx | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
|
|
|
|
Тема: «Признаки осени». Рисование «Радостная осень» Цель: 1.Уточнить представление о двух временах года – лете и осени. Учить находить признаки осени и лета на картинках и картинах. 2.Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передавать красоту осенней природы, самостоятельно располагать изображение на листе. Стр. 44 – 46 ФГТ ……Т.Г. Казакова |
Октябрь
|
|
|
|
Тема: «Ягоды» Рисование «Гроздь винограда» Цель: 1. Познакомить детей с понятием «ягоды». Уточнить название ягод, их внешние признаки. Учить составлять описательные рассказы. 2. Учить передавать в рисунке форму грозди винограда. Формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло – зеленый или фиолетовый). Закреплять способы рисования округлых форм более мелких размеров (можно разными способами: кисточкой, цветным карандашом, пальцем). Воспитывать аккуратность в работе. Стр.93, Е.В. Кузнецова И.А. Тихонова Стр.18, Г.С. Швайко
| Тема: «Осторожно ядовитые грибы!» Рисование «На лесной полянке выросли грибы» Цель: 1.Уточнить знания детей о грибах. Учить различать съедобные и ядовитые грибы. Знать внешние признаки. Учить составлять описательные рассказы. Упражнять в подборе слов – антонимов. Закрепить употребление предлогов. 2. Учить передавать в работе композицию из нескольких грибов на траве. Развивать чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками. Стр.22 – 25, Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова Г.С. Швайко, стр. 30 | Тема: «Моя семья, мое имя и семейные традиции». Рисование «Нарисуй портрет мамы или папы». Цель: 1.Формировать представления о составе семьи. Познакомить со значением имен детей, родителей. Объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 2.Вызывать у детей желание рисовать портрет своей мамы или папы, передавать в рисунке некоторые черты (цвет глаз, волос и т. д.) Приучать правильно, располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. Воспитывать любовь к близким и родным. Стр.41 ФГТ Стр.90 Г.С. Швайко | Тема: «Во саду ли, в огороде: Овощи, фрукты» Рисование «Загадки с грядки» Цель: 1.Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных. Воспитывать любовь к природе родного края. 2.Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках. Создавать выразительные цветовые и фантазийные образы. Самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. Стр.53. ФГТ Стр.44. И. А. Лыкова. |
Ноябрь
|
|
|
|
Тема: Рассказывание на тему: «Золотая осень» Рисование с натуры «Осенние листья» Цель: 1.Помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Развивать умения составлять связные описательные рассказы. 2. Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику Закрепить умение наносить краску на листья, стараясь передать окраску, «печатать» ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои переживания, чувства. Стр. 84 ФГТ Стр. 50 И.А. Лыкова | Тема: «Опасные предметы дома» Рисование «Мой любимый уголок дома» Цель: 1.Закрепить у детей представления опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования. 2. Учить детей задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлении, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования разными способами. Стр.186.В.Н.Волчкова Н.В.Степанова | Тема: «Составление рассказов из личного опыта «Поделись игрушкой с другом» Декоративное рисование «Роспись посуды для кукол» Цель: 1. Уточнить с детьми название игрушек, способы игры с ними. Научить выделять основные части. Форму, цвет, материал. Учить составлять небольшие описательные рассказы из личного опыта по игрушкам. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. 2. Познакомить детей с разными способами украшения посуды: росписью и рельефом. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. Развивать технические умения. Стр 34 . И.О .Семенака Стр.280 ФГТ | Тема: «Экскурсия по прилегающему к детскому саду участку» Рисование «С какого дерева листок» Цель: 1.Учить детей внимательно рассматривать деревья и кустарники, произрастающие на Кубани, запоминать их названия, строение, внешние признаки. Образовывать прилагательные от существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 2.Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше». Учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположению. Упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листьев дерева приемом вертикального мазка. Стр.20 И.А. Кузнецова Стр.26 Г.С. Швайко |
Декабрь
|
|
|
|
Тема: «Проказы матушки зимы». Рисование на тему: «Зима». Цель: 1.Обогащать и расширять знания детей о зиме, её первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества. Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях разрешить их. Развивать внимание, внимание, наблюдательность. Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. 2. Учить детей передавать в рисунке картину зимнего города. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки и гуашь. Развивать восприятие. Стр.152 – 154 ФГТ | Тема: «Умеешь ли ты обращаться с животными?» Рисование на тему «Нарисуй своих любимых животных» Цель: 1.Закрепить знания детей о домашних животных. Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними обращаться. 2.Учить выразительно, передавать в рисунке образы животных. Учить выбирать для рисования материал по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Стр.192 В.Н. Волчкова. Н.В.Степанова. Стр111.Т.С. Комарова. | Тема: «Семейные традиции». Рисование «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере» Цель: 1. Воспитывать уважение к семейным традициям, почитать старших, помогать взрослым. Развивать устную речь, умение правильно отвечать на вопросы. 2. Закрепить умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом. Стр. 60 ФГТ Стр. 144. Т.С. Комарова | Тема: «Моя родная Кубань» Рисование «Кубань зимой» Цель: 1. Обобщить и закрепить знания детей о родном крае – Кубани». Познакомить с флагом, гимном, народностями Краснодарского края. Формировать представления у детей о том, что Краснодар – столица Кубани. Воспитывать чувство любви и гордости к малой Родине. 2. Учить детей создавать картину родной природы. Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Формировать композиционные умения. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе родного края , эстетического переживания и чувства. См. конспект Стр. 98.И. А. Лыкова. |
ЯНВАРЬ
|
|
|
|
Тема: «Животный мир Крайнего Севера земли». Рисование: «Белый медведь и северное сияние». Цель: 1.Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера земли». Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнить с детьми названия животных Севера. Знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью. 2. Побуждать к рисованию животных Севера (белого медведя, моржа, тюленя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавать особенности внешнего вида и пропорции. Учить рисовать пастелью северное сияние. Развивать чувство формы и композиции. Стр. 194 ФГТ Стр. 140 И.А. Лыкова (подг.) | Тема: «Животный мир нашего края» Рисование сюжетное «Лиса – кумушка и лисонька - голубушка» Цель:
1.Уточнить и закрепить знания детей о диких животных нашего края. Знать и называть их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д. Упражнять в подборе эпитетов. Согласовывать числительные с существительными. 2. Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане. Продолжать учить передавать пропорциональные соотношения. Стр.161 ФГТ Стр.74 И.А.Лыкова. |
ФЕВРАВЛЬ
|
|
|
|
Тема: «Зимующие птицы» Рисование «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепить и уточнить название зимующих птиц. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами, приставочные глаголы. Согласовывать числительные с существительными. Развивать словарь, внимание. 2. Учить детей передавать в рисунке образ птицы, подбирать соответствующую цветовую гамму. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. Стр. 40 Е.В.Кузнецова И.А. Тихонова Стр.101 Т.С.Комарова | Тема: «Будь осторожен с огнём» Рисование сюжетное по сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом» Цель: 1.Закрепить знания правил пожарной безопасности. Прививать интерес к работе пожарных. 2. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о прочитанном разными изобразительно – выразительными средствами. Закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками). Стр.161 ФГТ Стр74 .И.А.Лыкова. | Тема: «Военные профессии» Рисование «Пограничник с собакой» Цель: 1.Расширять знания детей о Российской Армии. Уточнить представления детей о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить детей навыкам словообразования. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать уважение к людям военных специальностей. 2. Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза) относительной величины фигуры и частей. Учить располагать изображение на листе бумаги. Закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Стр.244 ФГТ СТР.144 Т.С.Комарова | Тема: «Мой город – моя малая Родина. Рисование «Весело качусь я под гору в сугроб» Цель: 1 .Познакомить с историей родного города, обобщая и расширяя знания о памятных местах города. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать речь, обучая составлению рассказов. Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле. 2.Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами, выделение главного и второстепенного. Развивать композиционные умения, передавать пропорциональные и пространственные отношения. Стр.212 ФГТ Стр51 .И.А.Лыкова |
МАРТ
|
|
|
|
Тема: «Пришла весна» Рисование «Нежные подснежники» Цель: 1.Уточнить время года, название весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные существительные. Составлять рассказ о весне по картинно – графическому плану. 2. Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах(подснежники ,пролески). Создавать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Развивать творческое воображение. Стр.76 – 77 Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Стр.170 И.А. Лыкова | Тема: «Опасные предметы дома» Рисование «Узоры на кухонных досках» Цель: 1.Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. 2.Учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Закрепить умение рисовать прямые и закруглённые цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. Стр.186 В.Н. Волчкова. Н.В. Степанова Стр.142.Г.С. Швайко | Тема: «Беседа о маме. Заучивание стихотворения о маме. Рисование «Милой мамочки портрет» Цель: 1.Дать представление о значимости матери для каждого человека. Учить составлять творческие рассказы. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать. 2. Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно–выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Стр. 261 ФГТ СТР.142 И. А. Лыкова. | Тема: «Как птицы весну на Кубани встречают» Рисование «Пришла весна, прилетели птицы» Цель: 1. Обобщать знания детей о птицах, прилетающих весной на Кубань, об изменениях в их жизни. Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым. Дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.) их разнообразии. Учить делить на перелётных и зимующих. 2.Учить передавать в рисунке картины природы. Учить в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие. Стр.313 ФГТ Стр. 264 ФГТ
|
АПРЕЛЬ
|
|
|
|
Тема: «Рыбы морские, пресноводные, аквариумные» Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают» Цель: 1. Закрепить знания детей о рыб (морских, пресноводных, аквариумных). Обратить внимание на Особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб. Познакомить со способа ухода за аквариумными рыбками. 2. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно – выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок. Закрепить навыки владения нетрадиционными способами рисования(ватными палочками или печатание пальцами). Стр.54 З.Е.Агронович. Стр.134И.А. Лыкова (подгот. гр.) | Тема: «Безопасность на дороге». Рисование «К магазину подъехал грузовой автомобиль» Цель: 1.Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на дороге. Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. 2. Передавать в рисунке несложный сюжет (изображать возле магазина грузовой автомобиль). Строить композицию сюжетного рисунка по графической схеме, где показано расположение здания и автомобиля на разных уровнях. Стр.182 В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Стр.113 Г.С. Швайко | Тема: «Москва – столица России». Рисование «Спасская башня Кремля» Цель: 1.Представить детям образ Сердца России – Москвы – как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлём и Красной площадью, гербом Москвы. Вызвать интерес, чувство восхищения и гордости красотой столицы – России – Москвой. Познакомить с историческом прошлым Москвы. 2. Формировать умения передавать в рисунке архитектуру главной башни Кремля. Учить рисовать соблюдая пропорции. Упражнять детей в закрашивании рисунка с соблюдением правил работы с карандашом. Стр.270 ФГТ Стр.347 ФГТ | Тема: «Откуда на Кубани текут молочные реки?» Рисование «Магазин молочных продуктов» Цель: 1. Закрепить знания о фермах, где выращивают домашних животных, о специальных механизирован – ных способах ухода за ними. Прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека. 2.Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество детей. Учить детей Анализировать и оценивать свои рисунки товарищей. Стр.27 В.Н. Волчкова Н.В. Степанова Стр.36 Г.С. Швайко |
МАЙ
Экология |
|
|
|
Тема: «Лето красное пришло» Рисование по замыслу «Красивые цветы» Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о времени года – лето, называть характерные признаки. Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Упражнять в подборе слов, действий, признаков. Учить составлять творческие рассказы. 2. Учить детей задумывать красивый необычный цветок. Закрепить умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закрепить технические навыки. Стр. 88 Е.В. Кузнецова Стр. 32 Ф.Г.Т.
| Тема: «Безопасность на природе» Рисование «Бабочки летают над лугом» Цель: 1. Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. 2.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Использовать в работе яркие, выразительные цвета. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Формировать у детей умение анализировать свою работу. Стр.195 В.Н. Волчкова Н.В. Степанова Стр.386 Ф.Г.Т. | Тема: «Этот День Победы» Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы» Цель: 1.Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины. Воспитывать чувство патриотизма. Развивать речь и обогащать словарный запас детей. Осуществлять нравственно – эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения. 2.Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка ,располагая внизу дома, а вверху салют. Формировать умение давать образную оценку рисунков. Развивать художественное творчество, эстетическое воспитание. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Стр.350 Ф.Г.Т. Стр.355 Ф.Г.Т | Тема: « Таланты Туапсе (поэты, писатели, художники)». Цель: 1. Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани. См. конспект |
Используемая литература:
- Ф ГТ «Комплексные занятия» (старшая группа)
- Е.В.Кузнецова. И.В. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
- Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (стар. гр.)
- И.О.Семенако «Уроки добра»
- В.Н.Волчкова, Н.В. Степанович «Конспекты занятий в старшей группе»
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (стар. гр.)
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Перспективный план «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе
Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование опирается на следующие литературные источники: Н. Е. Вераксы "Ко...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
Конспект организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: « Дети и дорога»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста...
Технологическая карта НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с ЗПР «В мире снежинок»
обогатить процесс освоения новыми знаниями о снежинке...