Технологическая карта НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с ЗПР «В мире снежинок»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

обогатить процесс освоения новыми знаниями о снежинке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhinka.docx253.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Росток»

Технологическая карта НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с ЗПР

«В мире снежинок»

Снежинки с мордашками

 Автор: воспитатель Ряжинова Е.Б.,

г.Н.Салда

Автор: Ряжинова Е.Б

Организация: МАДОУ « Росток»

Населенный пункт: Свердловская обл., г.Н.Салда

Вид НОД: сообщение новых знаний.

Форма организации обучения: подгрупповая

Цель: обогатить процесс освоения новыми знаниями о снежинке

Задачи:

1.Закрепить умение детей отвечать на вопросы о текущем времени года, последовательности зимних месяцев и времен года, развивать речевую активность. Способствовать умение отгадывать загадки. Сформировать представление о происхождении снежинок. Формировать познавательный интерес о явлениях окружающего мира, о свойствах снега, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию.

Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений. Обогащать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными по теме занятия.

2. Создавать условия для развития познавательного интереса на основе игровых упражнении, умения следовать правилам игры. Развивать зрительное, слуховое, целостное восприятие, мышление, внимание, память.

3. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности. Развивать радостные чувства от созерцания прекрасного. Воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Планируемые результат: в процессе подгрупповой коррекционной педагогической работы имеют необходимые умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями; проявляют интерес и активность в совместной деятельности, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование: карточки с картинками, карточки игрового поля.

 Ход НОД:

1.Организационный этап

- Какое сейчас время года?

- Вспомните и назовите времена года.

- Назовите зимние месяцы.

Мотивационный этап

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы отправимся сегодня в путешествие.

 Загадка с картинками

С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется чёрная земля.

Много-много звёздочек, тонких как стекло;

Звёздочки холодные, а земле тепло.

- Правильно, это снежинки.

- «Ребята, предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир снежинок, где вас ждут интересные и разнообразные задания, чтобы с ними справиться, вы должны быть сообразительными, внимательными и наблюдательными.

- Ну, что, не передумали? Тогда начнём!»

2. Основной этап

Чтение и обсуждение рассказа Н.А. Гурьевой "Снег" с сопровождением мультимедийной презентации

«В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Но учёные доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растёт, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звёздочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться её узором.

Форма снежинок зависит от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звёздочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.

При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идёт «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.

Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты». Следовательно, и снежинки все получаются разные, каждая отличается своим узором, размером, красотой.

Игра «Собери снежинку»

Этапы формирования снежинок

Снежинки начинаются с появления маленькой шестиугольной пластинки (на доске располагаю несколько шестиугольников).

Когда снежинка падает сквозь атмосферу, продолжается испарение влаги и новые кристаллики льда нарастают по углам этого изначального шестиугольника (составляю из геометрических фигур снежинки).

Дети приступают к работе. Звучит музыка.

Именно поэтому не существует двух одинаковых снежинок: путь каждой из них сквозь атмосферу уникален, и даже малейшие изменения в температуре, влажности, силе ветра и т.п. могут оказать большое влияние на рост кристаллов льда.

- Почему снег хрустит под ногами?

- Вы не знаете? А что делать, когда чего - то не знаешь? (Можно спросить у кого-нибудь. Спросите у меня!

- А это потому, что под тяжестью нашего тела ломаются лучики и края снежинок. 

Физкультминутка “С неба падают снежинки”

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)

Логическая задача

У сестрёнки у Маринки,

На ладошке – две снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

 

- Как зовут девочку?

- Куда делись снежинки?

 

Снежинка Г. Абелян

- Опустись, снежинка,

На мою ладошку:

Кружишься давно ты,

Отдохни немножко.

-Ишь, какая хитрая!

Думаешь не знаю!

На ладошке теплой

Сразу я растаю!

 

 Дидактическая игра «Зима - хорошо, зима - плохо». 

- Продолжаем наше путешествие.

- Теперь мы с вами, поиграем, в игру «Польза и вред от снега».

Часто снег приносить огромную пользу, но иногда, к сожалению, и вред.

Снег – это здорово! Какую пользу приносит снег?

Хорошо, потому что:

- Много снега, можно лепить снежную бабу;

- Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- Деревья имеют возможность отдохнуть;

- Можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- Зима дарит нам веселые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.

- Снег приносит пользу и птицам, которые на ночь прячутся в снег, например тетерев, животным, которые на зиму надели белую шубку, например заяц.

Плохо, потому что:

- Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;

- На улице скользко, можно упасть;

- Можно простудиться и заболеть;

- Снег засыпал всё: дворникам много работы;

- Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.

- Иногда снег приносит и вред, например человеку. Это снежные метели, бураны, лавины в горах, снегопад в городах затрудняет движение транспорта, а иногда и полностью останавливает его.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

 Интерактивная технология «Цепочка»

- Каждому по очереди, я предлагаю назвать какая снежинки, а вы внимательно слушайте, если нужна будет ваша помощь товарищу, будьте готовы помочь.

И будем выкладывать из снежинок сугроб на каждое слово.
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие, плоские
, кристаллическая, звёздчатые.

3.Рефлексивный этап. Интерактивная технология: рефлексивный круг «Интерьвью»

- Вот сегодня и закончилось наше путешествие в мир снежинок.

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Какое задание больше всего понравилось? Почему?

- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?

 

Используемая литература:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник). http://rodnaya-tropinka.ru/poznaem-okruzhaiushchii-mir-snezhinki/

4. Н.А.Гурьева "Детям о природе России" Издательство "Паритет"2018г.

5. Музей снежинок http://snovadoma.ru/museums/Private/snowflakes/

6. Фильм «Снежинка- чудо природы»: https://youtu.be/xxujwgvAzyE

7. Г. Абалян «Снежинка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития

В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Технологическая карта НОД по Формированию целостной картины мира для детей второй младшей группы "Дикие животные"

Технологическая карта НОД по ФЦКМ для второй младшей группы "Дикие животные"....

Технологическая карта НОД ,по формированию целостной картины мира (ФЦКМ),2021г.,подготовительная группа

Технологическая карта НОД ,по формированию целостной картины мира (ФЦКМ),на тему "Весна в лесу", 2021г.,подготовительная группа....

Конспект организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: « Дети и дорога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в сказку Гуси-лебеди»

Цель занятия: Закрепление знаний о приёмах сравнения величин и измерения разных величин с помощью заданий.Задачи занятия:Обучающие:· Упражнять детей в оперировании блоками Дьенеша &nd...