Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сильвестрова Татьяна Юрьевна

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности по  развитию речи  в старшей группе на тему:

«Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

Задачи:                                                                       

Образовательные: учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.                                                     

Развивающие: развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь. Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; сказочный персонаж Заяц. 

  Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц».

Словарная работа: ясный морозный день, тень на снегу, обгрызать кору.

                   

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельности

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

1. Вводная часть

Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?

- Много живет в лесу животных, а про кого говорится в этой загадке:

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку

-Почему вы думаете, что это заяц?

Какой Заяц?

Как можно сказать про него?

- Правильно, зайцы очень интересные животные.

 Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.

 Дети выполняют

Дети отгадывают

Индивидуальные ответы.

Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост

2. Рассматривание картины и составление рассказа по картине «Зайцы»

Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ.

(Помещаю на доску картину «Зайцы»)

-Кто нарисован на картине?

Какое время года изображено?

Почему вы так думаете?

 Чем занимаются зайцы?

Где они находятся?

Что вы можете сказать о зайце, какой он?

 Дети рассматривают картину вместе с  и отвечают на вопросы индивидуально и по группам.

-Зайцы.

-Зима

- Кругом снег. День ясный. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.

На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.

 (Трусливый, осторожный, пушистый, длинноухий, мягкий, гладкий, серый, быстрый, быстроногий)

Вы подобрали интересные слова и предложения про зайца.

Ребята, у меня есть идея, давайте составим рассказ про зайца. Рассказывая, обязательно используйте слова, которые вы назвали. Сначала расскажите, как заяц собирался на прогулку, что интересного он увидел в лесу, какой он, что он делал, и придумайте, что произошло с ним дальше.

Вы очень хорошо рассказали о зайце.

Дети, чей рассказ вам больше понравился?

Вы очень хорошо рассказали о зайцах.

А какое название можно придумать к картине о зайцах?

  Ответы детей

Образец. Окончательный вариант даю сама. Однажды в ясный зимний день выскочил заяц на полянку. Сам большой, пушистый, носишко небольшое, нежно-розовое. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькой елочки совсем не видно - утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался. Хорошо-то как! Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гость. Насторожились зайцы. Смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится.

(«Зайка-попрыгайка», «Приключения зайца)

-Очень интересные названия вы придумали к картине. Молодцы. -Очень понравилось мне название. (Называет один из ответов

детей.) 

-Вспомните, а как называют зайцев в сказках?

 Почему их так называют?.

А кто еще умеет быстро бегать?

- Как называют спортсменов, которые занимаются бегом, бегают?

Бегун.

 Как называют спортсменов, которые бегают на коньках?

Игра «Угадай профессию»

- Люди разных профессий умеют делать разные дела. Сейчас я загадаю вам загадки о людях разных профессий, а вы узнайте, кого я изобразила, кто это.

Воспитатель делает вид, что опускает в почтовые ящики письма и газеты. Если дети не догадываются, подсказывает отгадку строчками из стихотворения С. Маршака.

Почта

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он,

Ленинградский. (почтальон).

Правильно отгадали, это загадка о почтальоне. Почтальон ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.

А сейчас о ком загадка? Кто он? (Изображаю игру на фортепьяно.)

 А теперь придумайте сами такие же загадки, какие загадывала я. Вспомните, что умеют люди делать, какими инструментами они пользуются во время работы, на каких музыкальных инструментах играют? Изобразите их, а я буду отгадывать.

.

3. Физкультминутка «Зайчики»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Воспитатель помещает на стенд картину «На рыбалке».

Вслушайтесь в звучание слогов в словах рыба, рыбак. Произнесите эти слова медленно

Одинаково ли звучат слоги?

Где слышится ударение в слове рыба?

А в слове рыбак?

Еще раз вслушаемся в звучание слогов в словах рыба, рыбак и определим, где в этих словах находится ударение. Дети выполняют.

Подберите слова, сходные по звучанию.

 Я начну первую строчку, а вы продолжайте:

Котик-котик, где ты был?

Дети. Рыбку вкусную ловил.

Воспитатель. Рыбка-рыбка, где гуляла?

 

Побегайчик, трусишка

Зайцы очень быстро бегают

Лошади, собаки, волки, люди.

Бегуны.

Конькобежцы.

Дети отгадывают.

Дети выполняют задания

 Выполняют физкультминутку вместе с педагогом

По окончанию физкультминутки  садятся за столы

Дети выполняют

Дети отвечают

Дети выполняют.

 

Рыбку вкусную ловил

Я с ребятами ныряла.

Итог НОД.

-Что вам понравилось?

 - Что нового вы сегодня узнали?

 - Чему вы научились

 -Какое задание оказалось для вас самым интересным, а какое сложным?                    

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Составление рассказа «Здравствуй, зимушка, зима» по серии слайдов.

данный материал поможет педагогам планировать работу по развитию у детей умения составлять рассказ, опираясь на видеоматериал....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме"Домашние животные"

Технологическая карта НОД по речевому развитию составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках».

      Конспектнепосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках»....

Методическая разработка образовательной деятельности в средне- старшей группе по теме: Составление описательного рассказа «Овощи и фрукты"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ "ДС № 28 Чебурашка»  Муниципального образования Староминский район...