Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зарубина Татьяна Борисовна

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе

Описание материала: 
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Формирование устойчивого интереса к понятию «Семья», «Генеологическое дерево».

Задачи:

Обучающие:
- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- раскрыть понятия «родители», «семья»;

Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта.

Воспитательные: 
- воспитывать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование: мяч, «генеалогическое древо» семей. Платок.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети образуют круг)

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?  Ответь мне, как тебя ласково зовут. ( дети называют своё имя: Машенька, Коленька, Наташенька)
- Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас).
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)
- Кто ты для  мамы? Папы?
- Кто ты для бабушки? Дедушки?
- Как называют маму подруги?
- Как называют папу друзья?
- Кто для тебя мамина мама?
- Кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь папиного отца?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, а что такое семья?
Дети:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу»
-В гостях хорошо,…… а дома лучше.
- Не красна изба углами,………. а красна пирогами.
- Каково на дому,…………… таково и самому.
- Дети не в тягость,…………. а в радость.
- Когда семья вместе…….. и душа на месте.
- Всякой матери……………. своё дитя мило.
- Мать кормит детей,………….. как земля людей.
- Семья – это…………… семь Я.
а сейчас давайте познакомимся  с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».

Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.

Физкультминутка

1,2,3,4 кто живет у нас в квартире (хлопки в ладоши)
1,2,3,4,5 всех могу пересчитать (повороты в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка (загибаем пальчики)

Кошка Мурка, два котенка

Мой щенок, сверчок и я-

Это вся моя семья. (хлопки в ладоши)

 
Воспитатель: Да, как сложно бывает разобраться в родственных связях, особенно если семья большая. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку, и с ребёнком садятся на стульчики).
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребёнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Начинаем!
Игра «Ура и фу»
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков. А сейчас попробуйте отгадать загадки.

 Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.

Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
Вы все знаете, ребята

Это наш любимый (папа).
Воспитатель: 
Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!
Это (мамочка моя)
Воспитатель:
Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Это наша (бабушка)
Воспитатель:
Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это-это ( дед)
Воспитатель: 
Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!
Конечно это (старший брат)
Воспитатель:
У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички…
Конечно же ( сестричка)

Воспитатель:
Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья…
Дети: (хором) Что это дружная семья!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.  

Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что же такое семья?
- Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех»

Список литературы:

1. Ткачева В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Издательство «Гном и Д.», 2000г.
2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб:
ООО Издательство «Речь», 2000г.
3. Доронова Т.Н. «Вместе с семьей». – М., Просвещение, 2005г.
4. Урбанская О.Н. «Воспитателю о работе с семьей».
5. Маханёва М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
6. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». – М.,2002.
7. Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника». – М., 1994.
8. 9. «Воспитателю о работе с семьей»;- под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию для старшей группы" Мой город"

Даный материал в доступой ,игровой форме знакомит детей с родным городом, его примечательностями, развивает речь, фантазию,творческое мышление,воспитывает толеронтость и нравственность....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»...