Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.

-Учить отвечать на вопросы связно и последовательно ; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;

-Формировать и воспитывать чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkie_bogatyri.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русские богатыри:

Цель:

-Воспитание  интереса к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям , желание быть похожими на них.

Задачи:         

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.

-Учить отвечать на вопросы связно и последовательно ; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;

-Формировать и воспитывать чувства патриотизма.

Словарная работа:

Богатыри, кольчуга, шлем, щит, кистень, сулица, гусляры, борозда, камни-валуны, застава.

Оборудование:

Картина В.Васнецова «Три богатыря»,иллюстрации с изображением богатырей,иллюстрации на тему «Русское оружие»,аудиозапись опера М.П. Мусоргского «Хованщина»- «Рассвет на Москве-реке», песня   А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», «Богатырская симфония» А.П.Бородина

Предварительная работа:

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок,просмотр DVDфильмов. Прослушивание музыкальных произведений.

Возраст:

5-6 лет (старшая группа)

-С древних времён на Руси 21 ноября отмечали Михайлов день.Святого Михаила считают в народе покровителем воинов,защитников земли Русской. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

-А кто такие богатыри? (ответы  детей)

-А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).Да,народ сложил много былин.Былины-это героические песни,в которых правда перемежается с выдумкой.Разносили их по земле Русской сказатели-гусляры.

-Раньше наша Родина называлась Русью.В древней Руси за горами и сёлами тянулись леса дремучие.А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь-матушку много горюшка.Налетали на города и сёла враги: жгли,грабили,уводили людей в рабство.

Чтобы уберечь от врагов русскую землю,по краям степи стояли заставы богатырские-маленькие крепости.Защищали они от врагов,от чужих людей.

Стерегли землю Русскую богатыри славные: Добрыня Никитич,Алёша Попович,Дунай Иванович,Микула Селянинович,но славным и могучим был Илья Муромец.

Илья Муромец-крестьянский сын.С детства у него болели ноги и руки.Он видел,как горевали его мать и отец о том,как много горя на Руси.Он сидел на печи и думал: «Вот если бы я умелходить и держать в руках оружие,я бы защитил батюшку и матушку».И случилось чудо.Появилась сила в руках и ногах.По силе ему не было равных,так как часть своей силы отдал ему Святогор-богатырь.Он жил для людей,сделал много добра для них и отдал свою жизнь родной земле.

Илья Муромец был мудрый,справедливый,щедрый,за это его любил весь народ.

На Руси труд всегда в почёте,поэтому в былинах богатырей изображали за работой.Вот как поётся о Микуле Селяниновиче:

«Пашет пахарь,понукает на кобылу свою,погукивает,

Борозды кладёт,как рвы глубокие,из земли дубы вырывает,

Камни-валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются,шёлком по плечам рассыпаются».

Говорит Микулушка: «Я знаю свою правду-истину- в том и сила моя непобедимая.Не в забаву трачу силу свою.Я хлеб рощу,я народ кормлю,людям счастье несу.От того-то я не обессилею»

Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

- Может, кто-то знает, как  называется это полотно и кто его написал?

Ответы детей.

-Да, это картина художника В. Васнецова «Три богатыря».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

-Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?(Русские богатыри).

-Кто назовет их имена?( Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

-Как изображены богатыри? (Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).

-Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?(ответы детей).

-Какой пейзаж окружает богатырей?( Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее).

-Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? ( Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники).

-Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов).

-Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

*Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

*А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

*Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

*А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

-Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети:

* Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

* Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

* У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

В:Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

    В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у

него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

    Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

    Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

    На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

-Ребята, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).

-А вы умеете упражняться в силе и ловкости?(ответы детей). Покажите.

Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Перетягивание каната.

Познакомимся с историей русского оружия.

В:Вот посмотрите-это кольчуга.Э та железная одежда из металлических колец,в бою надёжно защищает владельца от ударов противника.Шлемы (железные шапки) служат для того,чтобы оберегать голову владельца от ран в бою.Это колющее оружие называется сулица.А это-кистень,он очень прост-металлическая гирька на цепи или ремне,который наматывается на руку или крепится к палке.Это-топор.Топор был очень распространённым оружием в древнерусском войске.А это-древние русские щиты.Щиты делали круглыми,из железа,(булата,стали,дерева).Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.

-Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?(ответы детей).

-Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?(ответы детей).

-Ребята, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?(ответы детей).

Работа детей. Звучит «Богатырская симфония»А.П.Бородина.

-Кто из богатырей вам понравился больше других?(ответы детей).

-Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей).

- Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Используемый материал:

  1. Т.В.Аверина, Л.А. Николаева «Первоцвет».
  2. Журнал «Дошкольное воспитание № 6», 1997г.

3.        «За край свой насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР».

  1. Н. Рыльникова «Большая книга эрудитов».
  2. ИКТ.

Пословицы и поговорки о Родине, смелости, отваге.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

 

Бой отвагу любит.

Боязливому по ухо - смелому по колено.

 Бояться смерти - победителем не быть.

Смелому всегда удача.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

За смелым победа.

За смелым бежит удача.

Кто смел, тот и умел.

 Кто смел, тот и цел.

Кто храбр и лих, бывает скромен и тих.

Мужество смерти не боится.

Храбрец в день битвы познаётся.

Не перевелись ещё богатыри на земле Русской!

На вид богатырь, а сердце, как у птенца.

Богач не бессмертен, а богатырь не вечен.

Богатырь умрёт, имя его останется.

Каждый сам себе богатырь!

Не родом богатырь славен, а подвигом.

 Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь.

 Перевернув горы, богатырем будешь

Славна богатырями земля русская (русская).

Не родом богатырь славен, а подвигом (русская).

Богатырь умирает, а слава воюет (русская, удмуртская).

Богатырская рука однажды бьет (русская).

Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает (карельская).

Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости (киргизская).

Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч (ногайская).

Богатырь без ран не бывает (башкирская, каракалпакская).

Богатыря узнаешь на поле брани (русская).

Богатыря узнаешь в битве, остряка — в споре (татарская).

Стрелок познается на охоте, богатырь — в бою (узбекская).

Источник: За край свой насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «Русские богатыри».

Цель: Познакомить детей с произведением искусства –картиной В. М. Васнецова.Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и геро...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Старшая группа. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина. Какие красивые и загадочные слова. Русь-короткое слово,которое пришло к нам из древности и осталось с нами навсегда....

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Русская матрёшка»

Цель: закрепление знаний о официальных символах России; познакомить с неофициальными символами России.Задачи:активизировать и систематизировать знание детей о своей Родине – России;по...