Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Песочная радуга»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Короп Светлана Андреевна

Закрепляет знания детей о происхождении, строении и применении песка, его свойства в сухом состоянии. Развивает у детей познавательный интерес в прцессе эксперементирования и умение устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей

группе

«Песочная радуга»

Цель: Закрепить знания о свойствах сухого песка (сыпучесть); что песок состоит из очень мелких частиц -зёрнышек песчинок, что сухим песком можно рисовать.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о происхождении, строении и применении

песка; его свойствах в сухом состоянии ;обогатить речь детей активизировать словарный запас; познакомить со способами окрашивания песка.

Развивающие: развитие произвольного внимания

и творческого мышления и воображения;

развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Воспитательные: воспитание интереса к окружающему миру,

Чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Образовательные области: Приоритетные -познание, экология.

Интегрированные -здоровье, безопасность, коммуникация, социализация.

Материал: Демонстрационный –воздушный шар, стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, слайды с рисунками по

теме: No1 –картины из цветного песка,

No2–песок в природе

 No3 –песок в деятельности человека

No4 –рисунки цветным песком  

музыка«Вальс цветов»

Компьютер, диск с материалом по теме занятия, музыкальный проигрыватель,

песочные часы, банка с разноцветным песком, ракушки

.Раздаточный –подносы, контейнеры с песком, лупы, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, пластмассовые пиалы, влажные салфетки,

цветные мелки, деревянные ложки.

Ход непосредственно –образовательной деятельности:

«Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Вот мы и улыбнулись!

Давайте подарим наши улыбочки и нашим гостям.

Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. обращает внимание на воздушный гелевый шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный лентой к корзине).

Это знаменитый профессор Всезнайкин. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какое у него к нам дело.(достаёт из корзинки коробочку)

Попробуем угадать, что там находится. Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют,

имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находится.

Можно загадать загадку:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь у моря на часок

Всех детей собрал (песок).

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.

Открывают коробочку, рассматривают, что там находится.

Но, посмотрите, здесь ещё какое то письмо. Давайте его прочитаем. (достаёт из коробочки и читает письмо).

«Дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас

. Я знаю, что песок  это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года.

Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и очень мне понравились. До этого я видел только жёлтый песок. Мне очень интересно, откуда берётся цветной песок и смогу ли я сам сделать его цветным»

Слайд No1.

-Ребята, давайте изучим песок и объясним профессору как можно покрасить песок  Как вы думаете, откуда берётся песок?(песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек)

(демонстрация ракушек и морских камней) Где в природе можно увидеть много песка?(В пустыне, в горах, на морском берегу).

Слайд No 2.

-Песок называют «полезным ископаемым».

Как вы думаете, почему?

(большие скопления песка образовались на Земле много лет назад и сейчас человек использует его в своей деятельности).

Для чего нужен песок?(игры, строительство, производство стекла, песочные часы).

Слайд No3

Сегодня мы, как настоящие учёные, будем исследовать песок

Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей)

Профессор поможет нам очутиться в лаборатории. Дети берутся за ленточки, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси...

в лабораторию.

–Профессор помог добраться в лабораторию. (Дети садятся за столы).

Вспомним правила поведения в лаборатории. (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот) На столах находятся пиалы, контейнеры с песком, лупы, деревянные ложки, цветные мелки.

Опыт 1:

-Возьмём  контейнеры с песком и насыплем песок в пиалу(дети выполняют). Легко ли сыплется песок? Почему?

Ответы детей. (потому что песок сыпучий)

-Легко ли его брать?(дети пробуют взять песок пальцами, отвечают «нет» –потому что он рыхлый, он не комком)-

Как вы узнали, что песок сыпучий, рыхлый?

Опыт 2:

А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает,

как оно называется? (ответ увеличительное стекло). Почему его так называют? Как ещё можно сказать? (лупа, линза).

-Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок.

Дети рассматривают песок.

Ответ из зёрнышек песчинок.

-Как они выглядят?(маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные).

-Чем похожи одна на другую, чем отличаются?

Как они расположены?

-В песке каждая песчинка лежит

отдельно и не прилипает к своим «соседям».-

 Вос-ль: Верно, ребята, в маленькой кучке песка много-много песчинок. Возьмите трубочку и подуйте через неё на песок. Что происходит?

Дети: Песок разлетается.

Вос-ль: А почему так происходит, как вы думаете?

Дети: потому что он лёгкий.

-В природе встречается жёлтый, белый, серый, красный песок. Его цвет зависит от того, из какого камня он появился.

. Слайд No4.

Но на картинах мы видели его и голубого, и зелёного, и даже фиолетового цвета.

Как вы думаете, откуда берётся такой песок?

(чтобы нарисовать песочную картину, песок сначала красят

гуашевыми красками или цветными мелками).

Опыт 3:

-Сейчас проведём следующий опыт. Аккуратно разомнём цветной мелок деревянной ложкой до состояния песка

Аккуратно сыпем получившуюся массу в пиалу с песком и тщательно перемешаем.

Что стало с песком? Как мы можем использовать полученный песок?

-Сейчас я научу вас и профессора рисовать картины цветным песком. А вот что мы нарисуем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг –бабочка, а вдруг –жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет ... (ЛУГ).

-А профессор приглашает нас на луг и просит взять с собой цветной песок.

Дети берутся за ленточки, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси..на луг.

Дети проходят в зону продуктивной деятельности, ставят песок на стол. Звучит музыка лета.

-Давайте отдохнем на лугу и полюбуемся красивыми цветами.

(физкультминутка).

На ЛУГУ

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. Разбежались по лугу

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть и рисовать.

Дети подходят к столу с пиалами с сухим песком, рисунками на плотной бумаге, клеевыми карандашами.

Но  перед работой нам надо сделать разминку для пальчиков.

Прилетела к нам вчера                                           (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                     (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                          загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков  

                                                                                 и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                                            (Машут ладошками

От усталости упали.                                       (Роняют ладони на стол.)

Продуктивная деятельность: на плотной бумаге клеевым

карандашом детям предлагается обвести готовый рисунок, а потом на

клей насыпать песок из пиал

 Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Всем вместе рассмотреть рисунки. Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины?(сыпучесть).

Как удалось сделать песок цветным?

Давайте оставим наши цветы на поляне, а нам пора возвращаться в детский сад (кладут рисунки на подоконник).

Дети берутся за ленточки, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси... в детский сад.

Мы вернулись в детский сад. Теперь профессор будет знать, откуда берётся

цветной песок и что помогает его покрасить

Профессору пора отправляться дальше. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие и попрощаемся с ним

 

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь у моря на часок

Всех детей собрал (песок).

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

«Дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас

. Я знаю, что песок  это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года.

Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и очень мне понравились. До этого я видел только жёлтый песок. Мне очень интересно, откуда берётся цветной песок и смогу ли я сам сделать его цветным»

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг –бабочка, а вдруг –жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет ... (ЛУГ).

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. Разбежались по лугу

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть и рисовать                                                  

Прилетела к нам вчера                                           (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                     (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                          загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков  

                                                                                 и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                                            (Машут ладошками

От усталости упали.                                       (Роняют ладони на стол.)

                                                                                                                                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Радуга на полу. Половички для уюта».

Конспект занятия  по рисованию в старшей группе.Тема: «Радуга на полу.  Половички для уюта»....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Волшебница-радуга"

Цель занятия: Учить детей, смешивая цвета, получать другой цвет; закреплять знание цветов радуги и порядок их расположения; совершенствовать технику рисования гуашью....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....