НООД "Юные финансисты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Юные финансисты». Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Юные финансисты»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Выполнила

воспитатель

Соловьева Н.В.

2019 год

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

• Повторить понятие «потребности человека».

• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.

• Уточнить от чего зависят потребности человека.

• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

• Способствовать воспитанию нравственных качеств.

• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы к детям, сравнения, анализ, уточнения, поощрения, словесные инструкции, художественное слово.

Наглядные: рассматривание предметных картинок.

Практические: сравнение, классификация по признакам,

Игровые: создание игровой ситуации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Оборудование: картинки с изображение предметов, «золотые монетки», красные и зеленые смайлики, схемы для игры, бумага для изготовления кошельков.

Предварительная работа: знакомство с потребностями.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации

Воспитатель:

Все в сборе: взрослые и дети.

Мы можем начинать,

Но сначала: «Здравствуйте»!

Хотим мы Вам сказать.

Дети стоят в кругу и здороваются друг с другом и гостями:

- Здравствуйте!

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Идет Буратино считает монеты.

Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?

Буратино: У меня есть 5 золотых монет, и я иду в магазин хочу купить на них шахматы. Уж очень мне эта игра понравилась.

Воспитатель: Что ты Буратино, разве можно на игрушки сразу тратить все деньги? Сейчас мы с ребятами тебе Буратино поможем.

Дети с интересом смотрят на Буратино.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино узнать о деньгах и для чего они нужны?

- Я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг».

Примерные ответы детей:

- Да, поможем!

2 часть – основная

Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Воспитатель: Игра состоит из 4-х раундов. За каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает золотую монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Знайки» и команда «Почемучки», а я буду ведущей нашей игры. Прошу команды сесть за столы.

- Команде «Знайки» я даю красные смайлики. Команде «Почемучки», - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик.

1-раунд «Деньги».

- Ребята, внимание! Послушайте мою загадку:

бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

- Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

- Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

2-раунд «Потребности».

- Дети, что такое потребности?

- Правильно, Маша! Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека.

- Готовы? Так без чего же человек не может жить?

- А кому ещё нужна вода для существования?

- Правильно. Еще, какие потребности вы выбрали?

- Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха.

- Вот мы с вами и убедились, что без воздуха мы долго быть не можем. А чтобы нам лучше дышалось, давайте сделаем дыхательную гимнастику «Качалка».

- Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?

- Для чего существует одежда?

- А какая бывает одежда?

- А животные испытывают потребность в одежде?

- А что их защищает от холода, от жары?

- Правильно. Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?

- Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

3-раунд «Хочу и надо».

- Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

- Молодцы. А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

- Да, все верно, если каждый день что-то покупать,

нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет, поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо».

- Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

- Правильно, когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

4-раунд «Домик, в котором живут деньги».

- Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Вырастут ли деньги?

- Где они могут «расти»?

- Куда Буратино надо было положит деньги?

- Правильно. А еще у каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты.

- Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет.

- Похоже, что у нас победила дружба. Обе команды заработали одинаковое количество монет. Молодцы.

Дети внимательно слушают воспитателя, делятся на команды.

Команды проходят и садятся за столы.

Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Примерные ответы детей:

- Это деньги и монеты!

- Деньги нужны, чтобы покупать вещи, еду и все необходимое.

- Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Дети внимательно рассматривают картинки и выбирают нужные.

Примерные ответы детей:

- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

- Животным и растениям.

- Человек не может прожить без воздуха.

Дети зажимают нос.

Дети выполняют дыхательную гимнастику: сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

- У человека есть потребность в одежде.

- Она защищает человека от холода, от жары

- Осенняя, весенняя, зимняя, летняя.

- Нет.

- Шерсть, мех.

- Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

- Автомобиль, компьютер, дорогие игрушки и т. д.

- Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

- Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

- Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

- Если покупать каждый день, деньги быстро закончатся.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора:

- Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, потом купить одежду – 1 монета, и на продукты – 1 монета.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

- потягиваются,

- нагибаются в стороны,

- тянут руки вверх,

- приседают,

- нагибаются,

- прогибаются назад,

- показывают силачей,

- улыбаются.

Примерные ответы детей:

- Нет.

- В банке.

- Нужно было положить их в банк.

Дети из бумаги делают кошельки в технике «Оригами».

Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.

Цель:

3 часть – заключительная

Выявление удовлетворенности и заинтересованности детей образовательной деятельностью.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино. Давайте, дети, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков».

Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь лиса Алиса и кот Базилио не обманут меня, и я смогу купить своему любимому папе Карло куртку.

Дети говорят для Буратино правила обращения с деньгами:

- Экономно распоряжаться деньгами.

- Потраченные средства уже не вернешь.

- В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

- Невозможно иметь все, что хочешь.

- Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

- Бережно относиться к деньгам.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

Поиграли мы для вас.

Вам понравилось у нас?

Приходите в гости к нам

Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора

Ждут нас игры и дела.

Благодарю всех участников этой игры за активное участие.

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...