Проект "Теремок для цыплят" во 2 младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цели и задачи:

  1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского народного творчества.
  2.  Воспитание у детей интереса к фольклору.
  3.  Обеспечение эмоционального благополучия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsyplyata.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО «СГО» - детский сад «Улыбка»

Образовательный проект
«Теремок для цыплят»

Тип проекта: информационно-игровой  

Длительность проекта: долгосрочный (октябрь-май)

Участники проекта: дети младшей группы «Б», педагоги, родители

Авторы и исполнители:

воспитатели группы: Полякова М.В., Линченко В.Р.

музыкальный руководитель Луговова Н.С.

Актуальность:

На протяжении всей истории человечества духовные приоритеты, нравственные идеалы, нормы поведения передавались из поколения в поколение, становясь культурными традициями народа. К сожалению, далеко не все сегодня могут представить жизнь людей в эпоху сказок и преданий. Слушая сказки и потешки, дети зачастую не понимают, как выглядели предметы, давно вышедшие из нашего обихода (коромысло, ухват, кокошник), для чего они были предназначены. Как жили люди на Руси? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?  В какие игры играли их ровесники, как отмечали праздники? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок сможет перенять семейные ценности и почувствовать себя частью народа с древней историей и богатой культурой. Опора на этнокультурные традиции в работе с маленькими детьми и их родителями позволяет добиваться позитивных результатов в реализации ФГОС дошкольного образования. Кроме того, использование яркого фольклора, интересные игры и совместное творчество облегчают адаптацию малышей к условиям детского сада, где они узнают столько нового и интересного!

Цели и задачи:

  1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского народного творчества.
  2.  Воспитание у детей интереса к фольклору.
  3.  Обеспечение эмоционального благополучия детей.

Образовательные:

1. Познакомить детей младшей группы:

 - с жанрами устного народного творчества, музыкального фольклора;

 -  с промысловой игрушкой;

 - с семейно-бытовым укладом жизни, предметной средой русского дома;

 - с особенностями народного костюма;

 - с сезонными и повседневными занятиями взрослых и детей.

2. Включать детей в практические действия с предметами домашнего обихода, которые встречаются в русских народных сказках и потешках.

Развивающие: 

  1. Развивать познавательные интересы детей, активизировать мыслительную деятельность в процессе реализации проекта.
  2. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании сказок и малых фольклорных форм.
  3. Развивать ручные умения и мелкую моторику рук, двигательную активность детей.
  4. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей, формировать художественный вкус и эстетическое восприятие через сказку, предметы старины, произведения народных мастеров, народную игрушку.
  5. Создавать условия для развития творческих способностей детей.

Воспитательные:

  1. Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать уважение к традициям своего народа.
  2. Создавать у детей представления о правилах поведения (здороваться и прощаться, благодарить за помощь, делиться и т. д.).
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками.
  4. Формировать первичные представления о нравственных ценностях русской культуры (семья, дом, трудолюбие, добро, дружба).
  5. Воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте и опрятности.
  6. Поощрять умение дружно играть, вместе заниматься творческой деятельностью. Учить слушаться старших (герои сказок попадают в беду из-за непослушания).

Этапы работы:

Подготовительный:

Разработка и оформление проекта «Теремок для цыплят»:

  • Подбор и изучение методической литературы по теме.
  • Распределение функций педагогов в процессе реализации проекта.                        
  • Составление тематических циклов занятий для детей.
  • Разработка занятий и досугов для детей  с родителями.
  • Распределение фольклорного материала по срокам и видам деятельности.                                        
  • Организация предметно – пространственной среды.
  • Составление плана консультаций для родителей и педагогов.
  • Составление плана выставок детских работ.
  • Составление плана выездных мероприятий.

Основной этап:

  • Проведение циклов занятий для детей по тематическим блокам:
  1. Осенины

«Строим терем расписной»

«К нам гости пришли, дорогие пришли»

  1. Зимние святки

 

«Строим терем расписной»

«К нам гости пришли, дорогие пришли»

  1. Мы весняночку встречаем

«К нам пришел Петушок, принес с играми мешок»

«Вот оно какое, яичко расписное»

  1. Лето красное, приди

«В гости к солнышку»

«Курочкины сказки»

  • Организация и проведение занятий и досугов для детей

с родителями.

  • Знакомство и изучение фольклорного материала в разных

видах деятельности.

  • Подготовка и проведение консультаций для родителей и

педагогов.

  • Организация и оформление выставок детских работ.

Заключительный этап

  • Конструктивный анализ выполненной работы.
  • Подведение итогов реализации проекта «Цыплята», создание

презентации к нему.

  • Обсуждение возможного внедрения проекта в других группах

воспитанников дошкольного учреждения.

Формы работы:

Комплексные и интегрированные формы НОД, игры-занятия и драматизации, фольклорные праздники и развлечения, досуги вместе с родителями, использование разных помещений учреждения (групповая комната, музыкальный и физкультурный залы), консультации для педагогов и родителей по этнокультурному воспитанию детей, выставки детских работ и тематические выставки семейного творчества.

Ресурсное обеспечение.

  • компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр, фонограммы;
  • материалы для детского творчества, мольберты;
  • подборка музыкальных произведений, художественной литературы и игр по теме проекта;
  • подборка методической литературы;
  • организация предметно-пространственной среды;
  • театр Бибабо, кукольный театр, фланелеграф, ширма, костюмерная с зеркалом, шапочки-маски.

Методы и приемы.

Наглядные: Наблюдение сезонных изменений в природе, рассматривание изделий народных промыслов, предметов быта, костюма и элементов украшений. Показ педагогом движений танца и игры, способов действия с игрушкой и предметами, использование иллюстраций к сказкам, потешкам и песням. Показ педагогом приемов изобразительной деятельности.

 Словесные: Рассказывание сказок и потешек,  беседы с показом, заучивание наизусть малых фольклорных форм, слов песен, пояснения и подсказка, вопросы к детям, речевой образец, повторное проговаривание, похвала и подбадривание.

Игровые: Игры на фольклорном материале (подвижные, хороводные, дидактические, драматизации, пальчиковые и др.), использование сюрпризного момента, игрового персонажа, игровых форм оценки (аплодисменты, фишки), использование шапочек-масок и перчаточных кукол в процессе обыгрывания сказок и разучивания песен.

Практические: Использование жанров фольклора в самостоятельной деятельности детей, выполнение творческих заданий (рисование, аппликация, лепка), «деятельное» знакомство с предметом, применение игрушек и изделий народных промыслов, использование народных костюмов в праздниках и играх, слушание записей фольклорных коллективов, пение педагога под аккомпанемент народных инструментов (балалайка, гармонь), включение выступлений детей с народными композициями в фольклорные досуги и праздники.

Планируемые итоги реализации проекта.

Дети научились слушать сказки, эмоционально рассказывать потешки, стали использовать их в игровых ситуациях. Включение народного творчества в разные виды деятельности способствовало развитию речи, памяти, воображения и мышления наших малышей.  Игровая форма проекта облегчила адаптацию, помогла детям быстрее запомнить имена друг друга. Благодаря систематической работе, разнообразию и яркости фольклора, проведению итогового мероприятия в конце каждого тематического блока и возможности использовать продукт проекта дети не теряли интерес, освоили первичные формы творчества. Начали формироваться навыки социализации, важные для полноценного становления личности каждого ребенка. Разнообразные конкурсы, праздники, занятия детско-родительских групп, основанные на фольклорном материале, способствовали приобретению опыта сотрудничества и сотворчества, сплотили педагогов, детей и родителей.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки редактор Т. В. Цветкова Издательство «ТЦ Сфера» 2014.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Подред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой. - 3-е изд., М,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Бодраченко И. «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет». Изд-во «АйрисПресс». Москва, 2009.

4. Бойчук И. А., Потушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. –СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

5. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

6. Захарова М.А., Костина Е.В. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети». Изд-во «Школьная пресса», 2010

7. Крячко А.А, Введение в традицию: Программа студийных занятий с детьми. – М.: Планета 2000, 2004. – (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»). – 176 с.

8. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010

9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». Изд-во «Мозаика-синтез», Москва, 2014.

10. Михайлова М.А. «А у наших у ворот». Народные праздники, игры и развлечения. Изд-во «Академия развития». Ярославль, 2001.

11. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва, 2001.

12. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных организациях. Обобщенные результаты мониторинга.-М.: Отдел религиозного образования города Москвы – Этносфера, 2017

13. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Автор-составитель Гаврилова И.Г. Изд-во «Детство-Пресс». СПб, 2008.

14.Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства Программа для дошкольных образовательных учреждений Под редакцией Неменского Б. М. Москва «Просвещение» 2011

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...