«Формирование основ экологической культуры у детей 5 – 7 лет на основе природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Марина Николаевна

Экология для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ экологической культуры у

детей 5 – 7 лет на основе природы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста.

   Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

   Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за природу с самого раннего возраста.

Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Формирование у детей ответственного отношения к природе и умение жить в относительной гармонии с ней.

Новизна

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Цель программы:

Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Создавать условия для развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Задачи:

Способствовать развитию познавательных умений детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

Способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;

Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

Педагогические принципы:

  1. Доступность.
  2. Непрерывность.
  3. Научность.
  4. Системность.
  5. Преемственность.
  6. Наглядность. 
  7. Последовательность. 
  8. Занимательность. 

Условия реализации программы

  • Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
  • Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
  • Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Переодичность:

1 раз в неделю по 30 минут, II половина дня, 16 часов в год.

Форма проведения:

Групповая, индивидуальная, комбинированная.

Форма проведения итогов реализации:

Организация ежемесячных выставок, тематических выставок в ДОУ.

Перспективное планирование.

разделы

тема

срок

Литература

1.

растения

Комнатные цветы

сентябрь

Энциклопедия,стр132

Лекарственные растения (ландыш, зверобой, крапива).

сентябрь

Стр.134

Чистотел

Сентябрь

Стр.136

Кто помогал растениям расти

Сентябрь

Николаева,стр.5

Комплексное занятие «Уходит золотая осень»

Октябрь

Николаева, стр.35

Рисование «Лекарственное растения «

октябрь

Комарова, стр.153

2.

Грибы

Что такое грибы?

октябрь

Энциклопедия,стр.169

Как отлечить ядовитые от съедобных.

октябрь

Энциклопедия,стр.172

Как искать грибы? (опята, рыжики, маслята, белый гриб).

ноябрь

Энциклопедия,стр.172

Апликация «Грибная поляна».

ноябрь

Гусакова, стр.6(рис)

3.

Птицы.

Домашние птицы.

ноябрь

Шорыгина, стр.15

Энциклопедия

Перелётные птицы.

ноябрь

Энциклопедия,стр.52

Сова и соловей.

декабрь

Энциклопедия,стр.29-41.

«Зимующие птицы»

декабрь

Энциклопедия,стр.255

Викторина «Пернатые друзья».

декабрь

Комплексное занятие  5-6лет.

4.

Дикие животные России.

Лось, Олень.

декабрь

Энциклопедия,стр.61-63

Семейство кошачьих «Амурский тигр, Леопард.

январь

Энциклопедия,стр.29-31

Семейство псовых (волк, лиса, песец)

январь

Энциклопедия,стр.51-55

Бурый медведь

январь

Энциклопедия,стр.45

Белый медведь

февраль

Энциклопедия,стр.43

Рисование «Зоопарк».

февраль

Колесникова, стр.183

5.

Домашние животные

Лошадь, овца, корова, коза

февраль

Николаева, стр.35,стр.25.

Кошка, собака

февраль

Стр.77

Кролики

Март

Энциклопедия,стр.78

Лепка «Моё любимое животное».

Март

Лыкова, стр.100

6.

Деревья.

Дуб, Берёза

Март

Энциклопедия,стр.55,61

Липа, Каштан

Апрель

Энциклопедия,стр.72,85

Комплексное занятие по лепке из природного материала.

Апрель

7.

Лес и человек

Как люди помогают лесным обитателям.

Май

Николаева,стр.56(5-6лет)

Лес – это дом для многих жильцов.

Май

Николаева,стр.53

Как природа помогает человеку заботиться о себе.

Май

Николаева,стр.73

Список литературы для реализации данной программы:

1.Лыкова И.А - изо в детском саду.

2.Комарова Т.С. – изо в детском саду.

3.Николаева С.Н. (5-6лет) «Юный эколог».

4.Гусакова – изо в детском саду.

5.Шоргина «Птицы».

6.Энциклопедия «Грибы».

7.Энциклопедия «Дикие и домашние животные».

8.Энциклопедия «Лес и его обитатели».

9.Энциклопедия «Животные России».

Изучаем уровень развития ребёнка по экологическому воспитанию

 5 -7 лет.

1.Какие растения вы знаете?

9.Чем отличаются домашние животные от диких?

2.Кто помогает растениям расти?

10.Назови домашних животных.

3.Что такое грибы?

11.Какие деревья ты знаешь?

4.Как отличать ядовитые от съедобных грибов?

12.Как деревья помогают человеку?

5.Каких птиц вы знаете?

13.Что надо что бы дерево росло?

6.Как дикие птицы заботятся о себе?

14.Как люди помогают лесным обитателям?

7.Почему животные называются дикими?

15.Как природа помогает человеку заботиться о себе?

8.Назови каких диких животных знаешь ты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры через ознакомление с миром природы

uml;В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем п...

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...