Комплексная НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Съедобные и ядовитые грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Сергеевна

Комплексная НОД для детей подготовительной группы.

Тема: «Съедобные и ядовитые грибы».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: формирование целостной картины мира, развитие речи, музыка.

Цель: продолжить знакомство со съедобными и ядовитыми грибами, рассказать об их многообразии, предостеречь об опасностях, которые таят в себе ядовитые грибы.

Развивающие задачи: развивать различные мыслительные способности детей: объяснять, сравнивать, делать выводы, через умение решать творческие задачи. Развивать умение видеть, слышать, чувствовать и решать противоречия. Развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей.

 Воспитательные задачи: продолжить воспитывать любовь ко всему живому, бережное и заботливое отношение к природе; воспитывать потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность. Воспитывать у детей любознательность, желание узнавать новые сведения.

 Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах и тайнах их произрастания. Подвести к пониманию значимости грибов для живой природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedobnye_i_yadovitye_griby.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

  МБДОУ «Выездновский детский сад №1»

Комплексная НОД для детей подготовительной группы.

Тема: «Съедобные и ядовитые грибы».

                                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                                        подготовительной группы                                        

                                                                                        Алексеева Н.С.            

31.03.2019.

Комплексная НОД для детей подготовительной группы.

Тема: «Съедобные и ядовитые грибы».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: формирование целостной картины мира, развитие речи, музыка.

Цель: продолжить знакомство со съедобными и ядовитыми грибами, рассказать об их многообразии, предостеречь об опасностях, которые таят в себе ядовитые грибы.

Развивающие задачи: развивать различные мыслительные способности детей: объяснять, сравнивать, делать выводы, через умение решать творческие задачи. Развивать умение видеть, слышать, чувствовать и решать противоречия. Развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей.

 Воспитательные задачи: продолжить воспитывать любовь ко всему живому, бережное и заботливое отношение к природе; воспитывать потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность. Воспитывать у детей любознательность, желание узнавать новые сведения.

 Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах и тайнах их произрастания. Подвести к пониманию значимости грибов для живой природы и человека.

Методические приемы.

Обследование объектов, решение исследовательских задач, решение противоречий, игры.

                                                  Оборудование и материалы.

Силуэтное изображение съедобных и несъедобных грибов, картинки, презентация на тему: "Грибы", ноутбук, музыкальная запись "шум леса».

Предварительная работа.

Чтение детской популярной литературы: «Все обо всем», «Что такое, кто такой», отгадывание загадок, чтение стихотворений о грибах :И. Анденко "Грибной посёлок", Г. Новицкая "Боровик. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением грибов, лепка, рисование, конструирование из бросового материала, аппликация на тему: "Грибы".

Проведение дидактических и развивающих игр "Собери грибы", "Кузовок", "Отгадай по описанию", "Собери правильно", «Хорошо - плохо», «Четвертый лишний».

Социальное партнерство.

Консультация "Съедобные и ядовитые грибы.

Рекомендовать изготовить совместно с ребёнком грибы из бросового и природного материала.

Используемая литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы.

К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина "Как обеспечить безопасность дошкольников".

А. А. Плешаков "Зелёный дом".

К. Ю. Белая "Я и моя безопасность".

Л. А. Багрова "Я познаю мир".

Интернет ресурсы.

Ход ООД.

Психологический речевой настрой:

Восп.: Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей!

Восп.: Ребята, мы получили телеграмму, в которой нас приглашают в гости. Послушайте ее: «Дорогие друзья! Приглашаю вас в мой удивительный дом - лес. Здесь вас ждет много вопросов, загадок, интересных открытий! »

Восп.: А сейчас вы хотите отправиться в лес?

Дети: Да!

Звучит музыкальная запись "Шум леса".

Мы идём в весенний лес, а в лесу полно чудес

(дети идут по кругу).

Дождь вчера в лесу прошел - (встряхивают кистями)

Это очень хорошо - (хлопают в ладоши),

Будем мы грибы искать - (ладонь приставить ко лбу),

И в корзину собирать  - (приседают, собирают грибы),

Вот сидят маслята  - (показывают рукой вправо),

На пеньке  - опята - (показывают рукой влево),

Ну, а ты, мухомор, украшай весенний бор (грозим указательным пальчиком) .

Восп.: А сейчас послушайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Дети: Гриб.

Восп.: Правильно – это гриб.Давайте скажем на выдохе:
– Ах, какой гриб!
– Ах, какой душистый гриб!
– Ах, какой душистый, белый гриб!

– Молодцы! А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

Восп.:Лес – это не только деревья, кусты и травы. Это лесные запахи, ягоды и грибы. Грибы очень нужны лесу,это удивительные создания. С одной стороны, множество людей любят их собирать и знают тайны их произрастания. С другой стороны, даже ученые знают о них совсем немного. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибница находится под землей. Это тонкие белые нити, которые тянутся от ножки во все стороны. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. В грибах, как и в овощах, много витаминов; как в мясе, много белка. Самые питательные – рыжики, белые грибы, грузди, подосиновики, лисички, опята.

-Дети, а вы знаете, есть гриб, который при необходимости может заменить вату. Этот гриб называется трутовик. Его использовали в войну, когда было трудно с медикаментами.

-Дети, а вы знаете, какой гриб растет быстрее всех? Это подберезовик, он вырастает за один день на 5 см.

-Скажите, пожалуйста, где растут грибы?

Дети :Грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, на старых пнях.

Восп.: Дети, а кому нужны грибы?

Дети:Человеку, животным.

Восп.:А для чего человек собирает грибы?

 Дети:Чтобы их есть, солить, мариновать, варить, делать разнообразные заготовки на зиму.

Восп.:Можно ли есть грибы сырыми?

Дети:Нельзя, грибы можно есть после того, как их сварили, пожарили.

Восп.: Почему нельзя уничтожать старые грибы?

Дети: Старые грибы рассеивают споры, чтобы выросли новые на будущий

 год.

Восп. :Представьте себе, что было бы, если бы мы собрали все грибы в лесу?

Дети:Мы бы оставили без корма лесных жителей.

Восп. :Значит, мы должны собирать грибы, чтобы полакомиться ими. И не должны собирать грибы, чтобы не оставить животных без корма и лекарства. Как быть?

Дети:Надо собирать  грибы так, чтобы досталось людям  и осталось животным.

Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?

1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».

2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».

Восп. :Грибы собирать ведь не так уж и сложно. Но надо их знать хорошо, потому что спутать съедобный гриб с ядовитым очень просто и можно даже отравиться. А ядовитые грибы содержат яды в большом количестве. Яды, попав в организм человека, вызывают отравление, или даже смерть. Ядовитые грибы не следует брать в руки, а тем более есть.

Выходит Леший:- Здравствуйте,дети! А зачем это вы в лес пожаловали?

1 ребенок: - Нас ждут в лесу рябина,    

                        Орехи и цветы.

                         Душистая малина

                         На кустиках густых.

2 ребенок: -Найду грибов поляну

                       Я, не жалея ног.

                     А если и устану-

                     Присяду на пенек!

Леший:-Понял, понял, вы пришли ко мне в лес по грибы!

Восп.:Леший, а расскажи нам пожалуйста про грибы. Ты ведь очень хорошо о них знаешь, в лесу для тебя все секреты открыты!

Леший:Сейчас расскажу, ничего не утаю!Смотрите, вот самый главный гриб в лесу(показывает мухомор).Какой он красивый, не гриб, а картинка, шляпка у него красная, а на ней большие белые горошины. А посреди ножки юбочка беленькая. Красота-глаз не оторвать! Просто объеденье! Из него такая наваристая похлебка получается, что пальчики оближешь!

Восп.:Дети, кто знает, что это за гриб?

Дети:Мухомор!

Восп. :Можно его есть?

Дети:Нет, он очень ядовитый!

Восп.: Правильно,дети! Этот гриб очень ядовитый, поэтому его назвали мухомором. А это что за гриб? (показывает бледную поганку, дети отвечают). Бледная поганка – самый ядовитый гриб на свете.

Леший:-( старается сшибить мухоморы ногой) Сейчас я их все затопчу!

Восп.:Что ты, Леший, нельзя мухоморы и поганки сбивать ногами.

Леший:-А почему?

Восп.:Дети, скажите, пожалуйста, Лешему, кому и для чего нужны ядовитые грибы.

Дети: Ядовитые грибы  нужны для лечения зверей (лосям и белкам).

Восп.:Мы не будем их брать в корзинку!

Леший: Не хотите, как хотите, мне больше достанется!(Леший берет корзинку, кладет поганкуи мухомор, и уходит)

Восп.: Ребята, я что-то не пойму, зачем Лешему бледная поганка и мухомор?

 Ведь  это ядовитые грибы. А скажите мне,пожалуйста, ядовитые грибы – это плохо?

Дети:Да!

Восп.: А почему?

Дети:Ядовитые грибы – это плохо, ими можно отравиться и даже умереть. Их нельзя брать в руки и класть в корзину с другими грибами.

Восп.: Но ядовитые грибы – это и хорошо. Почему?

Дети:Ядовитые грибы – хорошо, потому что ими лечатся животные(лось, белка). Для диких животных – это корм и лекарство.

Восп.: Так ядовитые грибы – это хорошо или плохо?

Дети:Это хорошо для леса и животных, а человеку нужно знать эти грибы и не класть их в корзину.

Восп.: Ну что, убедился, Леший, что наши дети хорошо знают о ядовитых грибах?

Леший: Дети, а все ли грибы бывают ядовитыми?

Дети:Нет, грибы бывают и съедобными!

Восп.:  Ну и полянка, у меня такое впечатление, что мы попали в заповедник ядовитых грибов. Посмотрите, здесь растут как на подбор и мухоморы, и бледные поганки. А вот там, подальше, вроде неплохие грибы растут.

Леший: Вот сейчас я посмотрю, знаете ли вы съедобные грибы?

Развивающая игра "Съедобный грибок  положи в кузовок".(дети собирают грибы и называют их)

Восп.: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Игра «Доскажи словечко».

Весело на сердце,

И уходит грусть,

Когда в твою корзинку

Попался первый…(груздь)

***

Растут в лесу сестрички – рыжие…(лисички)

***

Я в красной шапочке расту под стройною осиною.

Меня узнаешь за версту, зовусь я….(подосиновик)

***

На пеньке сидят ребята, называют их…(опята)

***

На толстой белой ножке. Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик)

***

Средь молоденьких сосенок

Растет чудесный гриб…(масленок)

Леший:-Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!        

Леший:-Ну, тогда вперед!

Физ. минутка: «Мы в поход пойдем»

Леший:-А сейчас я хочу с вами поиграть.

Игра «Отгадай-ка!»

Леший:-Дети, какие вы умные, сколько много загадок отгадали.

Восп.:А знаете ли вы, как нужно собирать грибы?Назовите правила поведения в лесу при сборе грибов.

Дети:

  • Грибы нужно срезать ножом, чтобы не нарушить грибницу.  

• Отличай съедобные грибы от несъедобных (ядовитых).

• Не клади в корзину не знакомый гриб.

• Не собирай старые грибы с большими, дряблыми шляпками, они вредны для здоровья.

• Самый простой способ избежать грибных отравлений - собирать только те грибы, которые вам хорошо известны.

• Не собирай очень маленькие грибы - дай им подрасти.

• Никогда не бери в рот сырых грибов.

• Знакомые грибы внимательно рассмотрите со взрослыми.

Леший:-Да, ребята, молодцы! Но вот пришла пора возвращаться в детский сад. А на прощание, я хочу оставить свой наказ:  

За грибами приходите, но в лесу вы не шумите.

На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.

Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.

Вы грибы запоминайте, лишь съедобные срезайте.

До свидания! ( Леший уходит)

Итог:

Восп.:Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.

-Ну, вот мы и в нашем любимом детском саду. Куда мы сегодня с вами ходили?

Дети: В лес!

Восп.: Кого мы с вами там встретили?

Дети: Лешего!

Восп.: Что вам понравилось в лесу? Что особенно запомнилось?

Дети: Отгадывать загадки, играть в игры, танцевать!

Восп.: Давайте скажем лесу: «До свидания!» Но мы с ним не прощаемся, мы с вами еще вернемся в лес и узнаем его неотгаданные секреты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект ОД в подготовительной группе Тема: «Полезные и ядовитые дикорастущие травы».

Закрепление с детьми знакомых растений и знакомство с новыми растениями....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К НОД ПО ТЕМЕ «Съедобные и ядовитые грибы» с использованием ИКТ

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Задачи: Образовательные: - дать представление о грибнице; научить разли...

Взаимосвязь инструктора физической культуры с логопедом. Физкультурное занятие для детей подготовительной группы тема: «Грибы».

Взаимосвязь инструктора физической культуры с логопедом.Физкультурное занятие для детейподготовительной группы тема: «Грибы».    Взаимодействие учителя — логопеда...